Анатолий Ливри «Мандельштам в пещере Заратустры»

Страницы: 1 2

1 Mein ganzer Zarathustra ist ein Dithyrambus auf die Einsamkeit […]»: Friedrich Nietzsche, Ecce homo in KSA, Berlin – New York, Walter de Gruyter, 1989, Band 6, S. 272. 

2 Friedrich Nietzsche, Götzen-Dämmerung, op. cit., S. 160.

3 «Wen hasse ich unter dem Gesindel von Heute am besten? Das Socialistes-Gesindel, die Tschandala-Apostel, die den Instinkt, die Lust, das Genügsamkeits-Gefühl des Arbeiters mit seinem kleinen Sein untergraben, – die ihn neidisch machen, die ihn Rache lehren (…). Der Anarchist und der Christ sind Einer Herkunft …»: Friedrich Nietzsche, Ecce homo, op. cit., S. 244.

4 Осип Мандельштам, Шум времени в Собрании сочинений в четырёх томах, Москва, Терра-Terra, 1991, т. 2, с. 67.

5 См. Анатолий Ливри, Физиология Сверхчеловека, Ст.-Петербург, Алетейя, 2011, 310 с.; Anatoly Livry, Thèse de doctorat de Anatoly  LIVRY, Nietzsche et Nabokov, Lille, ANRT, 2014, 332 p.; Anatoly Livry, « Le Surhomme de Nabokov », Einige werden posthum geboren, Walter de Gruyter Verlag, Berlin-New York, 2012, p. 347-358; Анатолий Ливри, Сверхчеловек Набокова, Московский Государственный Университет им. Ломоносова, ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ, Москва, Экон-Информ, 2011, с. 215-223 и проч.

6 Мои конференции выявили любопытный факт: большинство профессоров-славистов Европы и Америки, оказывается, никогда не слыхали о «Царстве Польском» – официальном названии этой западной части Российской империи, показывая тем самым полное незнание не только истории, но и ... русской классики: «... он не переставая ни на минуту, рассказывал о своих поездках по Кавказу и Царству Польскому.»: Антон Чехов, Палата N 6 в Собрании сочинений в двенадцати томах, Москва, Правда, 1985, том 8, с. 71.

7 Осип Мандельштам, Шум времени, там же, с. 58.

8 Там же.

9 Там же, с. 69.

10 Там же, с. 56.

11 Там же, с. 57.

12 Фридрих Ницше, О Пользе и вреде истории для жизни в Собрании сочинений в двух томах, Москва, Мысль, 1990, перевод Якова Бермана, т. 1, с. 229.

13 Там же, курсив Ницше.

14 Там же, с. 230

15 Friedrich Nietzsche, Also sprach Zarathustra, op. cit., Band 4, S. 19.

16 Friedrich Nietzsche, Sämtliche Briefe Kritische Studienausgabe, Januar 1880 – Dezember 1884, „An Erwin Rohde in Tübingen”. Nizza, 22 Februar 1884, Berlin – New York, Walter de Gruyter, 1986, Band 6, S. 479

17 Осип Мандельштам, Шум времени, там же, с. 57.

18 Там же, с. 66.

19 Там же, с. 68 – 69. 

20 Моя краткая французская статья о Мандельштаме и Дионисе, изданная в Университете Ниццы-Sophia Antipolis (Anatoly Livry, «Mandelstam, disciple de Zarathoustra», Loxias, Nice-Sophia Antipolis, novembre 2012) вызвала одобрительную реакцию Марка Фюмароли из Французской Академии: «Cher Monsieur, Merci pour votre lettre et pour l’étude sur Mandelstam, où vous tracez une ligne directe et méconnue de Boileau à Nietzsche, en passant par le pseudo-Longin !» (Marc Fumaroli, le 12 décembre 2012), тотчас оклеветанного функционером Министерства высшего образования Франции «un courriel de Marc Fumaroli, dans lequel ce dernier botte en touche et refuse un article de M. LIVRY» (Gérard Raulet, le 11 juin 2013, Rapport du CNU) – психопатический феномен, который Ренэ Герра проанализировал так: «Но чем менее объект зависти соответствует генеральной линии сегодняшней Франции, взявшей курс на «упрощение», с тем более лёгким сердцем университетский функционер растворится в убийственном порыве мычащего коллектива

Тем не менее я считаю предпочтительным представлять мои работы в Министерство высшего образования Франции. В противном случае, мои опубликованные открытия, объявленные «неинтересными», а значит «несуществующими» в системных рамках, вскоре появятся, переписанные университетскими служащими и изданные с их подписями, – как прежде французские функционеры Министерства высшего образования попытались украсть средь бела дня мои открытия в творчестве Барреса, Булгакова, Каллимаха, Клоделя, Набокова, Ницше, Пушкина, Тургенева, Эсхила, Юлиана, ...

21 См. Friedrich Nietzsche, Sämtliche Briefe Kritische Studienausgabe, „An Heinrich Köselitz in Berlin“, Turin, den 14. Oktober 1888, op. cit., Band 8, S. 452

22 См. Там же, S. 456, 470, 487, 506, 514.

23 «Aber nun lasst mir d i e s e Kinderstube, meine eigne Höhle, wo heute alle Kinderei zu Hause ist. Kühlt hier draussen euren heissen Kinder-Übermuth und Herzenslärm ab!»: Friedrich Nietzsche, Also sprach Zarathustra, op. cit., S. 393, разрядка Ницше.

24 Friedrich Nietzsche, Ecce homo, op. cit., S. 301, разрядка Ницше.

25 Лев Толстой, Полное собрание сочинений, Москва, Художественная литература, 1952, т. 54, с. 9

26 Осип Мандельштам, Шум времени, там же, с. 86.

27 Cм. Anatoly Livry, Nabokov le nietzschéen, Paris, Hermann, 2010, 298 p.

28 Vladimir Nabokov, Pnin, Cambridge, Bentley Publishers, 1982.

29 Осип Мандельштам, Джек Лондон в Собрании сочинений в четырёх томах, Москва, Арт-бизнес-Центр, 1993, т. 1, 190

30 Там же, с. 189.

31 Friedrich Nietzsche, Menschliches, Allzumenschliches I, 194, op. cit., Band 2, S. 165.

32 Осип Мандельштам, Джек Лондон, там же, с. 190

33 Там же, с. 189.

34 Friedrich Nietzsche, Ecce homo, op. cit., S. 244, курсив Ницше.

35 «Im Grunde ist es eine kleine Anzahl älterer Franzosen zu denen ich immer wieder zurückkehre: ich glaube nur an französische Bildung und halte Alles, was sich sonst in Europa „Bildung“ nennt, für Missverständniss, nicht zu reden von der deutschen Bildung […]»: ibid., S. 285

36 Осип Мандельштам, Шум времени, там же, с. 55.

37 Friedrich Nietzsche, Jenseits von Gut und Böse, 295, op. cit., Band  5, S. 237-238, курсив Ницше

38 Осип Мандельштам, Утро акмеизма, Арт-бизнес-Центр, там же, с. 179

39 Там же, с. 180.

40 Осип Мандельштам, Notre Dame, там же, с. 80.

41 См. Осип Мандельштам, Утро акмеизма, там же, с. 17

42 « Les Muses et Dionysos ont à l’origine des affinités beaucoup plus étroites que les Muses et Apollon : ils étaient par exemple encore adorés ensemble à Éleuthères, dans les environs d’Éleusis, à Orkhomène on disait de Dionysos disparu qu’il s’était enfui vers les Muses et se tenait caché près d’elles. » : Friedrich Nietzsche, Le Service divin des Grecs, Paris, Éditions de L’Herne, traduit par Emmanuel Cattin, 1992, p. 53

43 См. Anatoly Livry, « L’Hélios-Roi de Claudel et le Mithra-Allah de Barrès », Jahrbuch Komparatistik, Jahrbuch der Deutschen Gesellschaft für Allgemeine und Vergleichende Literaturwissenschaft, Heidelberg, Synchron Wissenschaftsverlag, 2013, S. 15 – 28

44 См. Jacques Bompaire, Lucien écrivain, imitation et création, thèse principale, Paris, E. de Boccard éditeur, 1958, 794 p., в особенности «Chapitre V : Doctrine de la Mimésis littéraire», p. 59 – 91.

45 См. Осип Мандельштам, «О внутреннем эллинизме в русской литературе» в газете Накануне, Берлин, 10 июня 1923

46 Осип Мандельштам, О природе слова, там же, с. 220

47 См. Anatoly Livry,    « La Hache de Lycurgue chez Callimaque », Nietzscheforschung, Berlin, Akademie Verlag, 2012, Band 19, S. 339 – 352

48 Анна Ахматова, Листки из дневника в Осип Мандельштам, там же, с. 17

49 См. Jacques Bompaire, Vie de Lucien in Lucien, Opuscules, Paris, Les Belles Lettres, 1993, p. XII

50 См. Josef Delz, Lukians Kenntnis der athenischen Antiquitäten, Inaugural-Dissertation, Basel-Frеiburg, Paulusdruckerei, 1950, 193 p.

51 См. L’Empereur Julien, Sur Hélios-Roi, à Saloustios in Discours, texte établi et traduit en français par Christian Lacombrade, Paris, Les Belles Lettres, 1964, p. 125

52 См. Гомер, Одиссея, I, 1 – 10.

53 Александр Сергеевич Пушкин, Евгений Онегин в Сочинениях в трёх томах, Москва, Художественная литература, 1986, т. 2, с. 315

54 Осип Мандельштам, Скрябин и христианство, там же, с. 201

55 Cм. Mazzino Montinari, Vorbemerkung in Friedrich Nietzsche, KSA, op. cit., Band 1, S. 7.

56 Осип Мандельштам, Скрябин и христианство, там же, с. 204.

57 Friedrich Nietzsche, Also sprach Zarathustra, op. cit., S. 117

58 См.. Friedrich Nietzsche, Meine Ferienreise in Autobiographisches aus den Jahren 1856 bis 1869 in Werke in drei Bänden, München 1956, Band 3, S. 81–82

59 Осип Мандельштам, И глагольных окончаний колокол, там же, с. 155

60 Friedrich Nietzsche, Also sprach Zarathustra, op. cit., S. 39

61 Осип Мандельштам, Шум времени, Терра-Terra, там же, с. 68

62 Там же, с. 69.

63 Фридрих Ницше, Рождение трагедии, там же, перевод Григория Рачинского, с. 91

64 «Origine aryenne de Bacchus» : Paul de Saint-Victor, Les deux masques : tragédie, comédie, Les Antiques, Paris, Calmann Lévy, 1880, t. 1, p. 6

65 Фридрих Ницше, Рождение трагедии, там же, с. 92.

66 Friedrich Nietzsche, Die Geburt der Tragödie, op. cit., Band 1, S. 130

67 Осип Мандельштам, Зверинец, Арт-бизнес-Центр, там же, с. 119

68 Friedrich Nietzsche, Die Geburt der Tragödie, op. cit., S. 132.

69 См. Осип Мандельштам, Ода, там же, т. 3, с. 112–114

70 См. Е. Степанов, Николай Гумилёв. Хроника в Николай Гумилёв в Сочинениях в трёх томах, Москва, Художественная литература, 1991, т. 3, с. 350–351

71 Николай Гумилёв, Песнь Заратустры в Пути Конквистадоров, там же, т. 1, с. 24–25

72 См. Осип Мандельштам, О природе слова, там же, т. 1, с. 217

73 Осип Мандельштам, Среди лесов, унылых и заброшенных, там же, с. 31

74 См. сноску номер 5.

75 Фридрих Ницше, Так говорил Заратустра, там же, перевод Юрия Антоновского, т. 2, с. 189

76 Там же, с. 204

77 Там же.

78 Там же, с. 236, курсив Ницше.

79 «Les épithètes cultuelles qui lui [à Dionysos] sont décernés relèvent clairement le véritable caractère de son pouvoir: Endendros, Dendritès, dieu de l’arbre, Phleus, génie de l’exubérance végétale.» : Jeanne Roux, «Introduction» à Euripide, Les Bacchantes, Paris, Les Belles Lettres, 1970, t. 1, 57.

80 См. Euripide, Les Bacchantes, 274–285, там же.

Страницы: 1 2