Нина Шорина (29 октября 2002)

Нина Шорина

 

Случайно ли пересекаются дороги людей в этом мире? Может и случайно… Но сегодняшнюю встречу с гостем нашего сайта вряд ли можно считать таковой. Некая общность стремлений и замыслов неизбежно сближает людей в реальном пространстве и времени, ибо сближение это происходит гораздо глубже - вне времени, в пространстве духовного поиска и духовной жизни.

Здесь, рано или поздно (то есть безразлично ко времени), внутренне схожие творческие движения приходят друг к другу поговорить, обменяться мнениями, приглядеться. Что родиться из этого общения: дружба, солидарность, сотрудничество или отчуждение, - не имеет в этом пространстве особого значения, а уж в нашем случае тем более. Ибо тема, которой решили посвятить часть своей творческой жизни собравшиеся сегодня для разговора люди, неисчерпаема и потому обещает если и не вечное, то уж, во всяком случае, долгое продолжение.

Имя этой теме - НИЦШЕ.

Наш гость Нина Шорина, кинорежиссер, член Союза кинематографистов России, член АСИФа при ЮНЕСКО, призер многих международных кинофестивалей (в том числе обладатель нескольких гран-при), автор многочисленных фильмов, в том числе полнометражного художественного фильма "Переводы с восточного", руководитель собственной студии "Нина Шорина Фильм". В обширной зарубежной прессе, посвященной ее творчеству и новым веяниям в русском кино, ее ставили в один ряд с таким именам как Тарковский, Параджанов, Сокуров. Новый проект Нины - художественный фильм, связанный с именем Ницше

 

В роли журналиста - Дмитрий Фьюче. 29 октября 2002 г.

 

 


Д.Ф. Нина, расскажите об истории идеи создания фильма, связанного с именем Ницше.

Н.Ш. Дело в том, что в моем фильме "Переводы с восточного" уже упоминалась тема "Ницше". Герои фильма - муж и жена - проводят вместе рождественскую ночь на старой даче. Она занимается средневековой японской культурой и переводит записки придворной дамы времен "Хейан"а. Он - западник - любитель текстов Ницше и блаженного Августина. Они - внутренние эмигранты, как и было свойственно московской русской интеллигенции, жившей во времена застоя и погруженной в культурологическую среду. Это единственная среда, в которой можно было жить и выживать в те времена и которая спасала. Смысл данной картины во многом исходит из темы вечного возвращения Ницше. Тема реинкарнации особенно явственно звучит в финале картины, когда героиня фильма, перводчица, встречает ту, кто написала переводимую ею средневековую повесть о любви. И можно предположить, что это одно и то же лицо, разделенное временем и пространством.

Также эта тема звучит в отношениях героев фильма, когда муж читает за рождественским столом фрагменты из вечного возвращения Ницше, говорящие о том, что герои картины никогда не покинут друг друга, что они всегда повторяться в пространстве и во времени и что они не смогут друга от друга уйти.

Поиски темы для следующей своей картины неизбежно возвращали меня к теме "Ницше". Так однажды родился сценарий о Заратустре.

Однако мне не удалось его экранизировать, потому что мне был заказан сценарий о личности Ницше, связанный не только с Заратустрой, но с другими его произведениями. Процесс создания нового сценария занял два года. За это время было написано 9 вариантов. Последний из них является, скажем так, оптимальным отражением "чаяний" заказчика и моих, как режиссера, устремлений.

Д.Ф. О чем же этот сценарий? Как с помощью киноискусства можно говорить о Ницше?

Н.Ш. Киноискусство говорит языком визуальных образов. Вы хотите, наверное, даже спросить - можно ли говорить таким языком о Ницше? Думаю, что да. Мы не хотели воссоздавать в фильме никакой биографии Ницше или заниматься каким-либо описанием его жизни. Мы хотели бы создать в нем авторское видение такой мощной фигуры, какой является Фридрих Ницше, воссоздать художественный образ самого Духа Ницше теми средствами, которые доступны только кино.

Мы понимаем, что это довольно смелая попытка, но, тем не менее, мы хотим попробовать ее осуществить. Мы хотим попробовать пройти по узкому зазору между молвой о философе и реальной значимостью такой личности, какой являлся Фридрих Ницше.

Художественный образ - вот то средство, которое поможет нам разрушить те стереотипы мышления, которые уже привязаны к личности Ницше на сегодняшний день и которые умаляют, опошляют, вульгаризируют и извращают представления о Ницше.

Конечно, это очень трудная задача, и попытка пойти этим путем есть серьезное испытание для любого творческого человека.

Д.Ф. То есть познакомиться со сценарием желающие пока не смогут?

Н.Ш. Конечно, нет.

Д.Ф. Известны ли другие подобные попытки говорить о Ницше языком кино?

Н.Ш. Мне неизвестны. Кроме, конечно, фильма Лилианы Кавани "По ту сторону добра и зла". Сценарий этого фильма был даже опубликован в журнале "Искусство кино". Но, судя по сценарию и творчеству Лилианы Кавани можно понять, что ее интересуют лишь физиология Ницше и мир его сексуальной жизни.

Д.Ф. Не находите ли вы странным, что именно женщины-художники проявляют особый интерес к Ницше?

Н.Ш. Существует расхожее мнение, что женщины лучше понимали Ницше и много писали о нем.

Д.Ф. Посетителей сайта очень интересует вопрос - насколько глубоко вы знакомы с творчеством Ницше? Надеюсь, их озабоченность, вполне понятна.

Н.Ш. На это можно было бы кратко ответить так - это покажет сама картина. Но все-таки я могу сказать, что хорошо знакома со всеми его основными произведениями, особенно с Заратустрой, который был одно время даже моей настольной книгой. Я считаю, что тема философа очень актуальна для сегодняшнего дня.

Д.Ф. Есть такое предубеждение, что воссоздать дух Ницше, а тем более в кино, задача не выполнимая, что она обречена на неудачу.

Н.Ш. На это я могу лишь сказать, что я постараюсь сделать все, что смогу. Пусть другие сделают лучше. Мне кажется, что здесь интересна сама попытка. Пусть будет много фильмов о Ницше. Моя же задача - это пробудить интерес к имени Ницше. Реализация даже этой скромной задачи стоит того, чтобы эта попытка состоялась.

Д.Ф. Ставите ли вы своей целью развенчание мифов о Ницше?

Н.Ш. Разумеется. Но это всего лишь одна из намеченных нами тем фильма.

Д.Ф. Затрагивается ли в фильме тема сумасшествия Ницше?

Н.Ш. Тема сумасшествия является сегодня модной, мейнстримовской. Меня это смущает, но поскольку эта тема очень связана с личностью Ницше и его философией то, безусловно, мне придется говорить об этом. К тому же это является одной из главных тем, которая всегда интересовала меня вне моды и времени. Мой последний анимационный фильм, который я сделала, был связан с произведениями Чехова, и, в частности, основан на его известном рассказе "Палата № 6" (Фильм называется "Сквозняк", 1993 г.)

Я очень рада, что в лице заказчика я имею человека, которого также глубоко волнует эта тема и который, как я убедилась за два года общения, искренне и глубоко любит Ницше.

Д.Ф. Скажите, Нина, несколько слов о себе, о своей судьбе и деятельности. Ницше писал, что мы слишком мало уделяем внимания нашему быту - месту жительства, питанию, кругу общения, одежде, сну, в то время как это наипервейшие условия нашей жизни. Какой образ жизни вы ведете, какой образ жизни считаете предпочтительным или о каком мечтаете?

Н.Ш. Мне нравится находиться вдали от публичности, от сиюминутности, от рекламности и тусовочности нашей жизни. Я, по определению Достоевского, человек угла. Это моя позиция, и она мне нравится. К тому же сегодняшнее искусство маригинализируется и мне нравится маргинализироваться вместе с ним.

Д.Ф. Какие внутренние, скажем так - метафизические вопросы или проблемы, Вас сегодня занимают более всего, или решение которых Вам кажется наиболее важным, центральным и определяющим?

Н.Ш. Меня чрезвычайно волнует состояние нашей культуры, в частности, состояние искусства. Смогут ли такие средства искусства как образы и символы по-прежнему влиять на зрителя? Не является ли содержанием современного искусства пустота? Возможно, Ницше был прав, предвидя наступление такой пустоты и, возможно, искусству нужно искать новые средства общения со зрителем, читателем и вообще с миром.

Д.Ф. В чем Ваши надежды и есть ли какие-либо конкретные рецепты для противостояния современной ситуации и для ее "нужного" изменения?

Н.Ш. Меня очень беспокоит влияние современных мультимедийных средств на психофизическую сущность человека. Мультимедийное пространство деформирует человека, уничтожает личность, выталкивает образ и символ, заменяя его чистой информацией. Как это преодолеть? Возможно, для этого и нужны философы-пророки, кто может предвидеть будущее лучше, чем любая наука или фантастика.

Д.Ф. Заинтересованы ли вы в какой-либо помощи или поддержке при реализации этого своего проекта?

Н.Ш. Конечно, и, прежде всего, в духовной. Обращаясь к теме Ницше, трудно найти глубоко понимающих ее людей. Творческому человеку всегда нелегко в обстановке серьезного духовного вакуума. Поэтому любая поддержка дает силы творить дальше и лучше. Я бы могла лишь мечтать о том, чтобы во время съемок меня могли бы окружать и поддерживать единомышленники, готовые помочь в сложных ситуациях.

Кроме подобной поддержки мне бы очень пригодилась чисто организационная помощь на съемках, ибо там работы обычно всегда всем хватает. Если у кого-то есть такое искренне желание - буду очень признательна и рада.

Д.Ф. Ну что ж! От имени посетителей сайта мне остается пожелать вам успеха в столь нелегком и достойном предприятии.

 

Для связи с Ниной Шориной используте следующий E-mail: ninashorina@yandex.ru

 

См. также:

Шорина Н. Киносценарий "Ницше в России"

Орлов А. Минареты православного буддизма