Преподавание Ницше в России

(итоги конкурса и будущность)

 

 

Объявленный сайтом Nietzsche.ru конкурс работ по теме «Преподавание Ницше» формально завершен, однако неформально остается в силе, превращаясь в новый раздел сайта с одноименным названием.

В этом разделе будут размещены все работы, присланные на конкурс и другие тексты, посвященные этой теме, в том числе и будущие. Здесь также будут размещены учебные пособия по философии (или их части), энциклопедические статьи, аудио- и видеолекции, посвященные Ницше. Сайт приглашает всех заинтересованных лиц принять участие в формировании контента этого нового раздела сайта.

Победителем нашего конкурса стал преподаватель философии В.Садовников и его учебный курс «Чему учил и чему не учил Заратустра», за который автор и получает обещанный приз в виде Полного собрания сочинений Ф.Ницше в 13-ти томах, публикуемого  издательством «Культурная революция». В.Садовников руководит возглавляемым им Ницше-семинаром, проходящим время от времени в Санкт-Петербурге. В этом году сайт постарается организовать встречу с победителем нашего конкурса, а затем опубликовать состоявшуюся беседу. Кроме того, планируется выложить на сайте видео-лекции Садовникова о Ницше.

Хочу лично поблагодарить всех участников конкурса за присланные работы. Каждая из них была прочитана мной с большим вниманием, и я по большей части согласен с информацией и мнениями авторов. Поэтому же я решил воздержаться от любых личных оценок текстов, участвовавших в конкурсе, опубликовав их в подразделе «Конкурсные материалы»  и предоставив всем желающим самим составить своё о них мнение.

В своей жизни я неоднократно присутствовал на лекциях о Ницше, в том числе и в учебных заведениях России. Самый долгий курс по философии Ницше был прослушан мной на философском факультете  МГУ им. Ломоносова. Кроме того, я познакомился со многими учебными пособиями по философии в России, в которых есть разделы о философии Ницше. Надо сказать, что большинство лекций и учебников оставляют печальное, если не сказать жалкое, впечатление по теме нашего конкурса. Узнать Ницше, а тем более понять его, по ним совершенно невозможно. В этом смысле наилучшей оценки заслуживают учебные тексты МГУ и победителя нашего конкурса, В.Садовникова. Однако общее краткое резюме всё же таково: преподавание Ницше в России находится на очень низком, отвлеченном и профанном уровне.

О причинах такого положения дел я предлагаю послушать самого Ф.Ницше. Будучи еще молодым преподавателем, профессором Базельского университета, он уже тогда предвидел многое в этом отношении в своей работе «О будущности наших образовательных учреждений». В нижеприведенных цитатах из этой работы я сделал небольшие актуализирующие поправки, а также заменил слово «образование» на слова «изучение Ницше», ибо, по-моему глубокому убеждению, образованность в высшем смысле сегодня немыслима без знания и уважения философии Фридриха Ницше.

«Два мнимо противоположных течения, одинаково гибельных по воздействию и, в конце концов, совпадающих по результатам, господствуют в настоящее время  в наших образовательных учреждениях: с одной стороны, стремление к возможно большему расширению изучения Ницше, с другой стороны, стремление к  его преуменьшению и интерпретации. Сообразно первому стремлению следует переносить изучение Ницше во все более широкие круги; сообразно второй тенденции предполагается, что изучение Ницше должно отречься от своих собственных чрезмерных притязаний и встать в служебное и подчиненное отношение к Преподавателю. Перед этими роковыми тенденциями к расширению и интерпретации пришлось бы впасть в безнадежное отчаяние, если бы не представлялось возможным содействовать победе двух противоположных, истинно духовных и одинаково богатых будущих тенденций, т. е. стремлению  к  сужению  и  сосредоточению  изучения Ницше (как противовес возможно большему расширению его) и стремлению к  усилению  и  самодовлению  изучения Ницше (как противовес его сокращению и искажению)»,

«Здесь ненавистно всякое изучение Ницше, которое делает одиноким, которое ставит цели, лежащие за пределами денег и выгоды, и растрачивает много времени. От таких высших обучающих тенденций здесь принято отделываться как от высшего эгоизма или безнравственного образовательного эпикуреизма. Здесь требуется нечто совершенно противоположное, а именно быстрота изучения Ницше»,

«В журналистике и сливаются вместе оба направления: расширение и интерпретация изучения Ницше протягивают здесь друг другу руки. Газета и её быстрое мнение становится на место изучения, и тот, кто даже будучи ученым претендует на изучение Ницше, обыкновенно опирается на этот клейкий передаточный слой, который смыкает скважины перед всеми жизненными формами, всеми классами, всеми искусствами, всеми науками и так же крепок и надежен, как только может быть газетная бумага. В газетном стиле – кульминационный пункт своеобразных образовательных стремлений настоящего; и журналист, этот слуга минуты, занял место великого гения, вождя всех времен, освободителя от минуты»,

«Всякое так называемое изучение Ницше имеет лишь одну здоровую и естественную исходную точку – художественно серьезный и строгий навык в обращении с его языком (текстами); но до этого, как и до тайны формы, редко кто правильно доходит изнутри, собственными силами, большинство нуждается в великих вождях и учителях и должно довериться их руководству»,

«Взгляните на свободного студента, герольда самостоятельного образования, угадайте его инстинкты, растолкуйте себе его потребности. Что вы подумаете о его образованности, если будете мерить его тремя мерилами: во-первых, его потребностью философии, во-вторых, его художественным инстинктом и, наконец, греческой и римской античностью как воплощенным категорическим императивом всякой культуры? Когда вы отбросите и греков вслед за философией и искусством, то по какой лестнице подниметесь вы до образования? Ибо при попытке взобраться на лестницу без их помощи ваша ученость – позвольте это вам сказать – будет висеть у вас на шее в виде мертвого груза, вместо того чтобы окрылять вас и поднимать вверх»,

«Всякое изучение Ницше начинается с противоположности всему тому, что теперь восхваляют под именем академической свободы, - с повиновения, с подчинения, с дисциплины, со служения. И как великие вожди нуждаются в последователях, так и руководимые люди, студенты, нуждаются в вождях. Здесь в иерархии умов господствует взаимное предопределение, род предустановленной гармонии, чтобы они могли совместно расти, чтобы для ведомых становилась всё реальнее возможность формирования их собственной  благородной души»,

«Вы не помогли ни одному из наших великих гениев, а теперь вы хотите возвести в догмат, чтобы и впредь им не оказывалось никакой помощи! Для каждого из них вы до сих пор были сопротивление косного мира, которое Гете называет по имени в своем эпилоге к «Колоколу», для каждого вы были косными тупицами, бессердечными завистниками или злобными себялюбцами. Вопреки вам создали они свои творения, против вас направляли они свои нападки и благодаря вам умерли слишком рано, не закончив своей дневной работы, разбитые и оглушенные борьбой. Кто может себе представить, чего суждено было достичь этим героическим людям, если бы истинный дух распростер над ними свой охранительный кров в виде мощного учреждения - тот дух, который при отсутствии такого учреждения влачит свои дни разрозненным, раздробленным и выродившимся? Все эти гении загублены; им нужна сумасшедшая вера в разумность всего совершающегося, чтобы оправдать ею вашу вину»,

«Попробуйте только стать отшельником изучения Ницше – надо обладать неистощимым богатством, чтобы самим собою жить для всех!»

   

                                                                                   Дмитрий Фьюч`е