Новости
10.03.2015 |
Жеребин А.И.
Страсть к разрывам и мания уходов – характерный симптом кризиса культуры, получивший широкое распространение в жизни и литературе эпохи декаданса. Предисловие Ницше к «Человеческому, слишком человеческому» (1886) приобретает на этом фоне особое значение. На его страницах зарождается новая антропологическая парадигма эпохи. Ницше создает образ экспериментального человека in extremis и набрасывает инвариантную схему его становления, которая становится архетипической порождающей моделью для множества конкретных литературных сюжетов. |
25.02.2015 |
Немировская Л.З. «Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла» В работе 1991 года анализируется этическое учение немецкого философа Фридриха Ницше, воплощенное в формулировке морали "по ту сторону добра и зла». Автор действует вразрез с установками советского восприятия Ницше и задается вопросом, действительно ли репутация философа в качестве аморалиста, нигилиста и антигуманист оправдана. Так ли это? |
11.02.2015 |
Сергей Жигалкин «Метафизика вечного возвращения» 2-е издание, исправленное и дополненное (в формате .pdf) Книга «Метафизика вечного возвращения» — поиск возможных путей к пониманию данной концепции Ф.Ницше. Чтобы достичь горизонта вечного возвращения, интеллектуальных усилий оказывается недостаточно, поэтому рассматриваются иные подходы, где интуиция, опыт и чувство выходят на первый план и, главное, где размышления инициированы прежде всего необъяснимостью существования мира и нашего присутствия в нём. Концепция вечного возвращения, с одной стороны, — это иное представление о течении времени и устройстве вселенной, с другой стороны, более важной, речь идет о мгновении, его причастности к вечности. Мгновение, представшее во вневременном измерении, ориентирует за пределы преходящего мира, непосредственно в метафизику. Можно сказать, что вечное возвращение — это возвращение нас в настоящее, только в другое настоящее, трансцендентное, где никогда не стихает ветер с той стороны... В данное издание книги включены также две работы автора о Фридрихе Ницше и фрагмент лекций Мартина Хайдеггера, где разъясняется роль вечного возвращения в философии Ницше. |
04.02.2015 |
Фаритов В.Т.
Статья посвящена экспликации идеи вечного возвращения Ф. Ницше в поэтическом творчестве А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева и концептуализации этой «последней мысли западной метафизики» в качестве центрального мотива лирики Пушкина и Тютчева. Решение поставленных задач позволяет выявить новые, еще не изученные аспекты творческого наследия Пушкина и Тютчева, связать их образ мыслей с контекстом коренных метафизических преобразований в западноевропейской философии, инициатором которых является Ф. Ницше. |
20.01.2015 |
Cимпозиум «Философское наследие Фридриха Ницше» (7 октября 2014 года) На сайте представлены видеозаписи докладов Алексея Жеребина, Валерия Подороги, Игоря Эбаноидзе, Нелли Мотрошиловой, Германа Бокова, Людмилы Артамошкиной, Екатерины Поляковой |
06.01.2015 |
В.Т. Фаритов, Н.А. Балаклеец «Ницше: методические указания для подготовки к конференциям, семинарам и круглым столам» |
30.12.2014 |
А.Жуковский
В статье идёт речь о влиянии Ницше на западную – в первую очередь, американскую – культуру XX в. Для этого выбран неожиданный ракурс – анализ «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» и других произведений Р. Баха, в контексте постмодернизма и постструктуралистского неоницшеанства, отразивших фундаментальные трансформации мировоззрения и сознания, вызванные философией Ницше. Несмотря на глубокие отличия стиля, жанра и языка и отсутствие прямого влияния, «Так говорил Заратустра» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» обнаруживают существенное сходство во многих аспектах мировоззрения и поэтики. Обе книги, написанные как антирелигиозные «Евангелия», развивают философию ничем не ограниченного индивидуального желания, как основу метафизики и эпистемологии. |
14.12.2014 |
Юлия Синеокая о восприятии философа в России
|
11.12.2014 |
18 декабря 2014 г. в 15:00 на десятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера» выступит Алексей Геннадьевич Жаворонков, кандидат филологических и философских наук, переводчик и редактор томов русского издания соб. соч. Ф. Ницше, стипендиат немецких фондов DAAD, Konrad-Adenauer-Stiftung и Stiftung Weimarer Klassik. Мероприятие состоится по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д.14, стр.5, комн. 525 (м. «Кропоткинская»)
Аннотация доклада:
Неортодоксальность ницшевской антропологии, отличающая ее от антропологических проектов И.Ф. Блуменбаха и И. Канта, заключается в ее несистематическом, экспериментальном характере. Не претендуя на статус специальной науки, она в то же время интерпретирует ключевые естественнонаучные, этические и социальные проблемы с генеалогической, физиологической, психологической и эстетической точки зрения. Настоящий доклад представляет собой выборочный обзор этих интерпретаций в контексте влияния идей Ф. Ницше на антропологические и социологические работы Хельмута Плеснера («Ступени органического и человек», «Границы сообщества», «Власть и человеческая природа») – через призму современных дискуссий в философской антропологии, социологии и философии биологии.
|
26.11.2014 |
Доклады на международной конференции, посвящённой 170-летию со дня рождения Фридриха Ницше (28–29 апреля 2014, Санкт-Петербург)
1. Аствазатуров А. Какую музыку любил Фридрих Ницше?
2. Перцев А. Ф.Ницше: от несообразных времени раcсмотрений до конструирования религий
3. Марков Б. Знаки государства у Ницше, Фуко и Деррида
4. Секацкий А. Аксеза и суверенность
5. Сухачев В. «Совращение языком» и во имя чего стоит с ним вести борьбу
6. Валитов Т. Утверждение жизни и созидание ценностей в философии Ницше
7. Штегмайер В. Beseligende Freiheit der menschlichen Orientierung. Nietzsches Bejahung des «Typus Jesus»
|
15.11.2014 |
Фаритов В.Т.
В предлагаемой статье представлено исследование специфики хайдеггеровского подхода к трактовке основополагающих категорий онтологии: времени, бытия и ничто. Концептуальные разработки М. Хайдеггера рассматриваются в горизонте сопоставительного исследования с учением Ф. Ницше, а также – Ж. Батая, Г. Башляра, Ж.П. Сартра, Ж. Делеза, Ж. Деррида. Основное внимание в статье уделяется анализу характера взаимодействия в философии Хайдеггера онтологических перспектив трансценденции и трансгрессии. Эксплицируется двойственное отношение Хайдеггера к классической и неклассической философской мысли. |
03.11.2014 |
Цендровский О.Ю.
В статье ницшевская трактовка религии, в первую очередь, христианства, рассматривается в связи с центральной темой его философии: феноменом нигилизма. История развития религии – довольно малоизученная рубрика его учения – последовательного излагается через призму фундаментального конфликтажизнеутверждения и жизнеотрицания: «Рима и Иудеи». В ходе исследования сформулировано и проанализировано ницшевское видение таких проблем, как: генезис и назначение религии, существо различия между язычеством и христианством, социально-культурные причины и база возникновения христианства, его отношениек иудаизму, метафизическая и психолого-антропологическая подоплека христианства, смерть Бога и ситуация нигилизма в Новое время. Вопреки комментаторской традиции, мысль Ницше показывается с позиций систематической интерпретации, в ее строгости и согласованности. В качестве основного тезиса работы автор утверждает, что Ницше рассматривает христианство генеалогично, то есть не само по себе, но как крупнейшего выразителя и аккумулятора «метафизического порока» отрицания, оторвавшего ценности от условий реальной жизни и поставившего их на службу прямо противоположным целям. |
15.10.2014 |
Поздравляем всех ценителей творчества Ницше со 170-летием со дня его рождения!
В этот день на сайте размещен фильм "Змея Заратустры" о российском подарке дому-музею Ницше в Сильс-Марии, Швейцария, который посвящен завершению публикации Полного собрания сочинений философа на русском языке. |
15.10.2014 | В издательстве «Культурная революция» выходит в свет книга «Юный Ницше», в которую вошли автобиографические материалы, избранные письма и ранние работы периода 1856—1868 гг. (в переводе В.Бакусева). Почти все эти тексты на русском языке впервые. |
03.10.2014 |
22 ноября 2014 г., 11:00. Институт философии СПбГУ.
Организатор: Кафедра философской антропологии СПбГУ. Руководитель: Садовников Валерий Николаевич, к.ф.н., доцент. Секретарь: Сухачёв Вячеслав Юльевич, д.ф.н., доц.
Контактная информация:
Садовников Валерий Николаевич, доцент, кандидат философских наук, e-mail: cerber1948@rambler.ru, тел. 921 577 50 22
Кафедра философской антропологии СПбГУ. Тел. 328 97 94.
e-mail: v.suhachev@philosophy.spbu.ru
Краткая аннотация мероприятия: Характеризуя состояние современного ему образования (1872), Ф. Ницше подметил наличие в нём двух противоположных тенденций: стремление к возможно большему его расширению и распространению, с одной стороны и стремление к уменьшению и ослаблению, ограничению его, с другой. Т.е. образование распространяется на всё более широкие круги населения и в то же время начинает ограничивать себя в наиболее благородных и возвышенных стремлениях, сводясь к служению какому-либо феномену – государство, производство, рынок и Ницше чётко сформулировал – общераспространённое образование, это варварство. Ещё одной бедой современного образования, согласно Ницше, является то, что государство всё больше начинает выступать в роли путеводной звезды образования, а тем самым оно становится пограничным стражем, регулятором и надсмотрщиком. Что же представляет собой современная образовательная машина, по мнению Ницше, именующая себя университетом? Вместе с тем, Ницше заявляет, что «задача истинных философов заключается в том, чтобы «созидать ценности»… «Их знание – это творчество, их творчество – это законодательство, их воля к истине – воля к власти». Короче говоря, задача философа теперь – раскрывать, изобретать новые возможности для жизни, и Ницше развивает учение, именуемое перспективизмом. |
Страницы: 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31