Новости
31.08.2015 Кутеева Н.Э. 
 
Шукуров Д.Л., Красильникова М.Ю. 
 
12.08.2015
Фаритов В.Т.
 
В предлагаемой статье рассматриваются философские аспекты пространства и времени в поэзии А.С. Пушкина. На материале анализа отдельных стихотворений поэта автор эксплицирует направление динамики лирического хронотопа Пушкина. Выявляется связь художественного представления пространства и времени в пушкинской поэзии с фундаментальными проблемами метафизики, проводится сопоставительный анализ лирического хронотопа Пушкина с хронотопами Ф.И. Тютчева и М. Волошина, раскрывается близость поэтического миросезерцания Пушкина с философскими идеями Ф. Ницше. 
 
24.07.2015
Гасан Гусейнов
 
Почему в европейской культуре существует противопоставление Аполлона и Диониса? Как образ ницшеанского сверхчеловека связан с древнегреческой мифологией? Как философская концепция Ницше развивалась в русской философии? На эти и другие вопросы отвечает доктор филологических наук Гасан Гусейнов.
12.07.2015 Макашева С.Ж.
 
Статья посвящена проблеме рецепции М.И.Цветаевой идей Ф.Ницше, в частности его концепции человека-творца, дионисийской природы искусства. Анализ лирики, дневниковых записей поэта 1910-х гг. показывает, что в этот период в диалоге с антропологической религией Ницше - и в контексте религиозно-экзистенциальных исканий отечественных философов - формируется цветаевская картина мира, её онтологические константы.
28.06.2015
Фаритов В.Т.
 
В предлагаемой статье рассматриваются перспективы и направления сравнительного литературно-философского исследования творческого наследия А.С. Пушкина и Ф. Ницше. Параллели в миросозерцании русского поэта и немецкого философа выявляются на основе сопоставления фактов жизни и творчества; отношения к античности, атеизму, язычеству и христианству; взглядов на человека и современную культуру. Целью сравнительного исследования является экспликация философской значимости поэтического мировоззрения Пушкина в контексте идей Ницше как основоположника неклассической парадигмы современной философской мысли. В статье используется методологические принципы и установки таких подходов, как сравнительное литературоведения, деконструктивизм и герменевтика. Результатом исследования является экспликация общих мотивов в мировоззрении Пушкина и Ницше. Философская значимость поэзии Пушкина раскрывается не только на основе отечественной философской мысли (В. Соловьев, В. Розанов, Д. Мережковский и др.), но и в контексте европейской философии. Тем самым раскрываются перспективы для выявления мирового значения творчества Пушкина.
20.06.2015 Бахтин Н.М.
Ницше и музыка 
12.06.2015 Компанеец В.В., Степаненко К.А. 
Философия Фридриха Ницше и русский футуризм
01.06.2015 Кондаков И.В., Корж Ю.В.
Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века
17.05.2015
Дмитрий Фьюче
09.05.2015
Главный редактор издательства «Культурная революция» о своей работе над публикацией Полного собрания сочинений Ф.Ницше и других участниках этого масштабного проекта.
 
Эбаноидзе И.
 
Эбаноидзе И.
 
Эбаноидзе И.
 
 
21.04.2015
Цендровский О.Ю.
 
Статья посвящена рассмотрению идеала благородного человека – темы, имеющей принципиальное значение для философии Ницше, но обойденной должным вниманием. В ходе раскрытия существа благородства и определения его места в ряду других антропологических и этических концептов (свободный ум, великий человек, сверхчеловек), автор демонстрирует, что идеал благородного человека является не романтическим произволом, а с необходимостью вытекает из метафизических и антропологических основоположений Ницше.
11.04.2015
Григорий Веков
 
Понятие «ценность» рассматривается в этой работе как мера разумного понимания мира. Мировая история анализируется как система постоянного структурного изменения рациональных коммуникаций в мировой цивилизации, которая стремится максимально раскрыть разумное начало человеческой души. В низших ценностях действие разума минимально, то есть практически исчезает, в высших ценностях – максимально, когда между этим минимумом и максимумом реализации разумного начала жизни выстраивается сложная иерархия возможностей познания критического рассудка и непосредственности восприятия реальности. Структура этой иерархии и есть вся полнота мира, которую способен воспринимать человек, принимая решения и выстраивая свои цели в соответствие с уровнем собственных возможностей разумного понимания мира.
28.03.2015
В.Т. Фаритов
 
10.03.2015
Жеребин А.И.
 
Страсть к разрывам и мания уходов – характерный симптом кризиса культуры, получивший широкое распространение в жизни и литературе эпохи декаданса. Предисловие Ницше к «Человеческому, слишком человеческому» (1886)  приобретает на этом фоне особое значение. На его страницах зарождается новая антропологическая парадигма эпохи. Ницше создает образ экспериментального человека in extremis и набрасывает инвариантную схему его становления, которая становится архетипической порождающей моделью для  множества конкретных литературных сюжетов.
25.02.2015 Немировская Л.З.
«Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла»

 
В работе 1991 года анализируется этическое учение немецкого философа Фридриха Ницше, воплощенное в формулировке морали "по ту сторону добра и зла». Автор действует вразрез с установками советского восприятия Ницше и задается вопросом, действительно ли репутация философа в качестве аморалиста, нигилиста и антигуманист оправдана. Так ли это?

Страницы: 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32