Эдит Клюс «Ницше в России. Революция морального сознания»

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

В рассказе “Челкаш” его главный герой бросает вызов отупляющей жизни Одесского порта. Жизнь эта беспросветна: люди становятся рабами машин, их силы бессмысленно растрачиваются в трюме какого-ниб4дь корабля. А Челкаш живет привольно, воруя необходимое для выживания. Риск, сопряженный с воровством, доставляет ему удовольствие. Его грабежи кажутся оправданными как разновидность бунта против мощных машин и как утверждение своей человеческой сути. Челкаш действительно обладает какой-то цельностью, недостающей другим: он сдерживает данное слово, выполняет работу, за которую берется, и щедро рассчитывается с сообщниками.

Челкаш начинает сомневаться в правильности своей воровской жизни, встретив молодого крестьянина Гаврилу. Он “нанимает” Гаврилу в помощники для переправки контрабанды с корабля в открытое море. Разговор между ними возникает в лодке, пока плывут обратно с грузом. Гаврила мечтает о собственной хозяйстве и хоть какой-то независимости. В доки он пришел, чтобы заработать денег на кусок земли. Слушая Гаврилу, Челкаш с тоской вспоминает свою деревню и спрашивает себя, не обосноваться ли и ему где-нибудь. Однако, познакомившись с Гаврилой поближе, он вновь укрепляется в выборе вольной жизни. Оказавшись в критической ситуации, молодой крестьянин проявляет себя трусливым и вероломным. Позднее. Во время дележа добычи, Гаврилу одолевает жадность, и он чуть не убивает Челкаша, чтобы овладеть всеми деньгами. Из двоих действующих лиц рассказа Челкаш оказывается благороднее.

Юношеское восхищение Горького свободным, своевольным “благородным” разбойником ослабевает (но ни в коем случае не исчезает), когда он пытается ввести преступника и весь вред, который тот приносит, в социальный контекст. Рассказ “Каин и Артем” (1898 г.) представляет собой своего рода притчу о взаимоотношениях между всесильным и бесправным в “джунглях” городской жизни. Действие происходит на юге России: после того, как уличный торговец, еврей Каин спасает жизнь местному русскому хулигану Артему, между ними завязываются приятельские отношения. В благодарность Артем защищает Каина от постоянных уличных оскорблений и обид, но, в конце концов, приходит к выводу, что он, Артем, как и все остальные презирает Каина и не может быть его телохранителем. Артем, несмотря на красоту, малодцеватость и независимость, обладает грубым деспотичным нравом с приступами бессмысленной ярости, присущей вульгарно-ницшеанскому типу “господина” в трактовке Нордау. Он есть “древнее животное Само”. Частое сравнение Артема с кошкой указывает на его сходство со “смеющимся львом”. Он дик и жесток, красив и самоуверен. У него и движения кошачьи: “грелся на солнце, потягиваясь как кот” (Горький, Рассказы, Ш, 132). “Угрюмый, молчаливый… дико прекрасный, как большой зверь”, бродит Артем по улице (Горький, Рассказы, Ш, 135). Нордау, в свою очередь, так описывает “Господина”: “одинокий и свободный хищный зверь”; его господствующие инстинкты: “собственная его выгода и полное пренебрежение к другим” (18). Артем напоминает “господина” уединенным образом жизни: “товарищеские чувства в нем не были развиты и он не тяготел к общению с людьми” (Горький, Рассказы, Ш, 133). Он всегда воровал один и никогда не делился добычей. Он жесток, как “господин” Нордау, который испытывает “наслаждение практиковать свою власть над бессильным” (19). Артем часто “охотится” на улице: раскидывает чужие товары, ломает прилавки и ворует, что захочет.

Кажется, что Артем способен изменить свой нрав после встречи со смертью. Сочувствие и доброта Каина, похоже, производят впечатление на этого сильного человека: Артем обещает взять под защиту своего спасителя. Однако, со временем это ему надоедает, и он берет обратно свое обещание. Заботливость и предупредительность – не в его характере, решает он, и притворяться нечестно с его стороны. Даже такой дикарь имеет свое, хоть и весьма ограниченное, понятие о цельности. Ему ясно, что он не способен никого жалеть, и чувствует, что лучше признать это, чем лгать. Артем прогоняет Каина, рассудив, что “надо все делать по правде… по душе… Чего в ней нет – так уж нет” (Горький, рассказы, Ш, 165).

Наивным, слишком прямолинейным подходом Горький “дискредитирует” нравственные воззрения Ницше, тем самым поддерживая концепцию Нордау. Он согласен с вульгаризаторами Ницше в том, что в обществе “рабы” никогда не смогут “управлять” “господином”, заставив того усомниться в своей силе и побудив действовать не так жестоко по отношению к другим. Стоит повторить, что ранние рассказы Горького способствовали вульгаризации философии Ницше, укрепляя представление о нем, как о социальном философе, отстаивающем грубую идеологию “права сильного”.

В 1890-е годы Горький постепенно возвращается к традиционным этическим установкам: тип своевольного “нарушителя закона” означает угнетение, имморализм и несправедливость, когда тот, не чувствуя долга перед обществом, держит в руках экономическую власть. Например, богатые купцы из “Фомы Гордеева” – Яков Маякин и другие – богатеют, обманывая, воруя и эксплуатируя бедных. Их устраивает социальная система, которая подавляет всех, за исключением весьма немногие. В 1901 году Горький писал Леониду Андрееву, что мир делится на господ и рабов: господа угнетают, а рабы мечтают об освобождении (20).Однако важно отметить, что, хотя Горький и обвиняет своих классовых врагов в аморальном поведении, лично он не собирается придерживаться тех этических норм, которые им навязывает. В его представлении нарушение ограничений с целью высвободить глубинную творческую энергию было бы более величественно, чем введение и укрепление обоснованных этических норм.

Присущее Горькому тяготение к сильным, ярким, своевольным сторонам человеческой натуры оставалось неизменным на протяжении всей его творческой жизни. Постепенно эти качества сублимировались и синтезировались во всеобъемлющее утопическое представление о свободном, справедливом и продуктивном обществе. Преступные побуждения, порывы к насилию у его “мечтателей” повернуты вовнутрь. Как ницшевский “человек с дурной совестью”, горьковский “мечтатель” обращает свою энергию и стремление к насилию против самого себя: он сжигает себя, чтобы удовлетворить острую внутреннюю потребность познать бытие, подняться выше, стать чем-то большим, чем ему предназначено. Это испытание, вопрошание, вызов для Ницше и Горького являются прелюдией к глубокому творческому процессу, способному изменить мироздание (Ницше, Заратустра, П. 45-46). Отбросив умеренность, отдавшись внутреннему порыву, такой человек облагораживает и духовно возрождает весь род человеческий: он нащупывает путь к тому, что Ницше назвал “господствующей мыслью”, некую значительную цель жизни, которая укрепляет дух человека, обеспечивая основание мироформирующим актам. Самые яркие примеры горьковских “мечтателей” – Сокол из “Песни о Соколе” (1895) и Форма Гордеев в “Фоме Гордееве” (1899) “Мечтатель”, как и человек вне закона, несет в себе черты бунтаря: он протестует против фальши, общепринятой морали. Он обладает стремлением, волей к самопожертвованию, amor fati, но еще не имеет “господствующей мысли”, которая будет у героя-созидателя. Интересно, что здесь Горький не полагается более на популяризаторские интерпретации философии Ницше, а обращается к оригинальным текстам. Если темы и типы персонажей для его рассказов о босяках были навеяны популяризациями и вульгаризациями Ницше, то теперь Горький руководствуется собственным, непосредственным прочтением трудов Ницше, и прежде всего переведенных незадолго перед этим “Так говорил Заратустра” и “Рождение трагедии”.

В “Песне о Соколе” Горький в образе Сокола персонифицирует идею amor fati (21). “Песня о Соколе” славит “безумство храбрых”, славит тех, кто отваживается бороться, даже глядя смерти в лицо. Сокол реет над горами, которые тянутся вдоль морского берега. Раненый, он взлетает в небеса еще один – последний – раз, прежде чем ринуться в океан и погибнуть. Другой персонаж этой сказки-аллегории – Уж, моральная противоположность Соколу, предпочитает вести безопасную, уютную жизнь, греясь на солнышке. Отважный Сокол и благоразумный Уж – аналоги аллегорических образов добродетелей у Заратустры: гордого орла и мудрого змея. Заратустра уверен, что гордость и мудрость приведут его к самопреодолению. В главе “Выздоравливающий” звери спасают его от полного отчаяния. У них он учится новой философии вечного возвращения. В двух письмах Горького остались свидетельства о том, что он думал о зверях Заратустры, когда писал “Песню о Соколе”. Поначалу он явно имел в виду не сокола, а орла, потому что в письмах упоминает именно об орле, а свой рассказ называет “фельетоном” об “Уже и Орле” (Горький. 25 тт, П, 586). Животные Горького характером походят на друзей Заратустры. Обе змеи благоразумны и мудры. Обе хищные птицы горды и отважны. Заратустра приветствует своего орла как “самое гордое животное, какое есть под солнцем” (Ницше, Заратустра, П, 53). Океан называет последний смелый полет Сокола “призывом гордым к свободе, свету!” (Горький, 25 тт., П, 47). И сокол, и орел обладают безумной отвагой, необходимой, чтобы устремиться за пределы привычного в неизведанное.

Горький обостряет взаимоотношения между двумя персонифицированными добродетелями. Уж с его ограниченным мировоззрением становится менее привлекательным персонажем, хотя и не прямым оппонентом Сокола. В то время, как животные Заратустры летают вместе, причем змея обвивается вокруг шеи орла, горьковский Уж дремлет на своей скале. Его осмотрительность вовсе не кажется чем-то достойным похвалы в отличие от мудрости змеи “Заратустры”: тогда как змея Заратустры способна к изменению и соучастию, горьковский Уж лишь наблюдает, сохраняя уравновешенность. Это пресмыкающееся имеет больше общего скорее с “последним человеком” Ницше и с более поздними горьковскими мелкобуржуазными персонажами. Вдобавок к собственно горьковской деформации рассматриваемых качеств, мы видим здесь вторичное влияние русской традиции. Достичь возрождения через самоубийство, а не в результате напряженных усилий, - эта идея кажется ближе к взгляду Кириллова на самопреодоление, чем к воззрениям Заратустры.

Принижая благоразумную змею и предпочитая самоубийство борьбе, Горький, тем самым, теряет и идею Ницше о вечном возвращении. Она заменяетмя у него анархическим, нигилистическим героизмом. В первом своем романе “Фома Гордеев”, Горький создает своего первого трагического, “выламывающегося из жизни” героя. Здесь впервые проявляется интерес Горького к “Рождению трагедии”. Эта книга вышла в свет в 1899 году в переводе Н.Н.Полилова и имелась в библиотеке Горького в Нижнем Новгороде. Несомненно, он видит в греческих героях модель для своего протагониста. Он описывает Фому как Геркулеса, который хочет разбить оковы “слишком человеческого”. В образе Фомы Горький подчеркивает скорее дионисийское бунтарство, чем аполлоническую рассудочность. Как и в других ранних произведениях, отрицание существующего порядка вещей воспринимается здесь как героизм. Однако Фома – первый, кого волнует цель его бунта. Сын богатого пароходного магната, самостоятельно пробившего себе дорогу, Форма обладает почти сверхчеловеческой энергией и силой. Он стоит особняком от купечества, оттого что его гложет чувство вины перед обществом. Фому приводит в ужас бессердечность других купцов. Его способ протеста, однако, непродуктивен: он губит себя, пьянствуя и проматывая богатство. Уже заклейменный позором, он запоздало взрывается, выдвигая обоснованные обвинения против своих собратьев. Его бунт против социальной несправедливости мира волжских купцов силен, но не конкретен, и, в конечном счете, уничтожает его самого. Действиями Фомы управляет слепая страсть. В отличие от трагического героя Ницше, обладающего ясной аполлонической мечтой о новом порядке, Фоме как чисто дионисийскому характеру не хватает воображения и разума, чтобы направить свою страсть в нужное русло и постичь, как можно усовершенствовать социальное устройство.

Как и трагический герой Ницше, Фома совершает “преступление” против природы. Бунт молодого купца против естественного закона формулируется в социально-экономических терминах: жесткие экономические условия поощряют богатого и алчного эксплуатировать и угнетать слабого и убогого. Подобно ницшевской концепции естественного закона горьковскую концепцию экономического закона можно назвать жестокой и несправедливой, но этот закон поддерживает тех, кто ему твердо следует. Форма преступает закон: он слишком добр к рабочим, слишком щедр, он изобличает испорченность людей своего круга. С самого детства Фома не может относиться к рабочим с обычной для других жестокостью. Вместо этого он раздаривает зерно голодным крестьянам и отстаивает права угнетенных. В конце романа, наполовину сойдя с ума и утратив контроль над собой, он разражается бранью в адрес купцов, обличая их жестокость: “Гущин - подаешь ли ты милостыню племяшам-то? Подавай хоть по копейке в день… немало… украл ты у них… Бобров! Зачем на любовницу наврал, что обокрала она тебя, и в тюрьму ее засадил? Коли надоела – сыну бы отдал… Все равно, он теперь с другой твоей шашни завел… А ты не знал? Эх, свинья толстая… А ты, Луп, - открой опять веселый дом да и лупи там гостей, как липки… Потом тебя черти облупят, ха-ха!.. С такой благочестивой рожей хорошо мошенником быть!.. Кого ты убил тогда, Луп?” (Горький, Рассказы, УП, 360).

Фома не в состоянии выносить гнетущую атмосферу этой жизни, но, не имея опоры в собственной твердой системе ценностей, вынужден остаться лицом к лицу с внутренней пустотой. Под кажущейся упорядоченностью жизни он чувствует бездну хаоса. “…Едет человек в лодке по реке”, - пересказывает Фома Шопенгауэра и Ницше (Ницше. Рождение трагедии, I, 61). “Лодка, может быть, хорошая, а под ней все-таки всегда глубина… Лодка – крепкая… Но ежели человек глубину эту темную под собой почувствует,… никакая лодка его не спасет…” (Горький, Рассказы, IV, 330-331). “Безумства храбрых”, которого в избытке у Сокола и у Фомы, оказывается недостаточно, чтобы плодотворно завершить бунт. Необходимо ясное понимание и предвидение.

Наконец, Фому настигает самое обычное безумие. Его сумасшествие не утверждает жизнь, как божественное безумие трагического героя Ницше. “Фома Гордеев” заканчивается нотой отчаяния:: героя заключают в сумасшедший дом. Его глумливо дразнят “пророком”, вместо того, чтобы почитать как прорицателя (Горький, Рассказы, IV, 374). И тем не менее, роман Горького в конечном счете выражает убеждение в том, что люди нуждаются в зовущей мечте о лучшей жизни, чтобы действительно изменить мир к лучшему. И цель искусства – возбудить стремление к этой мечте и даже попытаться набросать ее контуры.

В ранних работах Горького первозданная жизненная сила и побуждение к бунту не порождают позитивного социального мировоззрения, которое подвигло бы людей изменить общество. Лишь благодаря переоценке народнической утилитарной этики служения обществу Горький приходит к желаемой системе взглядов. Критикуя добродетель сострадания в ее традиционном понимании, молодой писатель старается нащупать витальное – позднее он назовет его “активным” – сострадание. В ранних рассказах, где Горький ниспровергает кротость и жалость как ложную доброту и недостаток воли, он также ищет “правильную” социальную этику. Эта этика в целом всегда зависит от оценки добродетели сострадания. Два лучших примера “фальшивой добродетели” – это Кирилл Ярославцев в “Ошибке” (1896) и Каин в рассказе “Каин и Артем”. Образ Ярославцева представляет собой литературную версию критики альтруизма Преображенским. В “Ошибке Ярославцев раздумывает, хочет ли он навестить старого знакомого, страдающего психическим расстройством, и предложить ему помощь. Он спрашивает себя, почему он должен хотеть помочь и в самом ли деле “жалеет” он этого человека. Его внутренние сомнения перекликаются с идеей Преображенского о том, что “в сострадании человек удовлетворяет прежде всего потребности собственного чувства” (Преображенский, 129). Когда кого-то ранят, мы чувствуем боль, как если бы вред причинили нам самим. Это ощущение побуждает нас помочь другому человеку, как самому себе. Ярославцев размышляет, не хочет ли он навестить Кравцова только для собственного душевного комфорта: “Зачем же я при нем буду?.. И с какими моральными фондами? С любопытством?.. Сумасшествие – это почти смерть… Замечательно, почему человек возбуждает к себе больше внимания, когда он погибает… мы… жалеем, говорим о нем… Точно смерть или ее приближение сближают и нас друг с другом… А может, наблюдая чужую гибель, мы вспоминаем о необходимости погибнуть и самим нам и вот жалеем себя в лице другого” (Горький, Рассказы, I, 159). Сострадание, приходит к выводу Ярославцев, на самом деле есть одна из форм эгоцентризма. Вместо того, чтобы помочь другому человеку поправиться, сострадающий чувствует жалость к себе.

Пожалеть больного или слабого – это также способ утвердить чувство собственного благополучия. Преображенский пишет, что “…мы чувствуем удовольствие, и притом не пассивное, а влекущее к деятельности, при сознании нашей силы”. Мы устремляемся на помощь, потому что, делая это, утверждаемся в своем собственном чувстве благополучия. Во время визита к Кравцову Ярославцеву хочется “заплакать от жалости”,, поскольку он знает, что из них двоих он здоровее и крепче (Горький, рассказы, I, 167). Однако жалость такого рода непрочна. Преображенский указывает, что когда больной выздоравливает, более сильный зачастую негодует на него. “Оборотной стороной сострадания, - отмечает он, - часто бывает глубокая враждебность ко всякой радости ближнего, его радости перед тем, чего он хочет и что может…” (Преображенский, 130). Эти два чувства существуют вместе. В рассказе Горького у Ярославцева возникает неприязнь к Кравцову, когда он видит, что его бывший однокашник не только не безумен, но, по сути, силен духом и крепок разумом: “Ему уже снова не жалко было Кравцова, он даже немного злился на него за то, что он, не переставая, говорил свои торжественные слова” (Горький, Рассказы, I? 168). Ярославцев раздражается и перестает сочувствовать человеку, объявленному больным.

Хотя Горький вскрывал “эгоистическую” сущность сострадания и альтруизма, он чувствовал – и будет постоянно доказывать это – что активное сострадание другим людям создает самые прочные узы для объединения общества. И в обоих рассказах, “Ошибка” и “Каин и Артем”, он начинает своего рода переоценку сострадания. Возможна ли такая переоценка и каков ее результат, будет видно в дальнейшем. Второй пример “хорошего” человека, Каин – более сложная личность, чем Ярославцев. Он слаб и в некоторых отношениях презираем, но не так беспомощен, как предыдущий персонаж. Горький показывает, в чем слабость Каина, но, по-видимому, симпатизирует ему как действительно хорошему человеку.

Наружность и особенности характера Каина, в основном, заимствованы из “Вырождения”, вульгаризованного изложения Максом Нордау философии Ницше. Нордау видел в идее раба доказательство антисемитизма Ницше. Вводя идеи Ницше в общественно-политический контекст, он отстаивал “рабскую мораль” как основу цивилизации и демократии, а “мораль господина” считал “варварством” как физическое угнетение слабого сильным. Каин, таким образом, являет собой тип “раба”, метафорически описанный Ницше в работе “По ту сторону добра и зла” и который Нордау в “Вырождении” трактует буквально как семитский тип; ему присущи: “недоверие, приниженность, создающая особую собачью породу людей, покорность, разрешающая злоупотреблять собою, лицемерие и ложь, прежде всего"”(Ницше, По ту сторону, П, 388; Нордау, 362) (22). Каин и впрямь труслив и нервозен. Он как заискивающий пес: “когда над ним издевались, он только виновато улыбался, а порой даже сам помогает смеяться над собой, как бы платя вперед своим обидчикам за право существовать среди них" (Горький, Рассказы, Ш, 128). Он недоверчив, но не подл и не лжив. Помимо этого, ему не свойственна мстительность, характерная, как предполагается, именно для раба. Рассказчик подчеркивает достоинства своего героя. Он неоднократно отмечает, что хотя Каин добр, способен, смекалист и умен, его преследует судьба. Он исполнен страха и недоверия, потому что его много раз обирали и избивали.

Совершенно беззащитный Каин выглядит нравственно более сильным, чем Ярославцев, потому что действует в соответствии со своими нравственными понятиями: он совершает доброе дело, спасая жизнь человека. При этом он сознает, что может не только не получить вознаграждения, а, напротив, Артем, такой же потенциальный обидчик, как и прочая блатная публика, может причинить ему зло. Каин помогает Артему вопреки собственным интересам. Здесь Горький показывает действенную, позитивную, жизнеутверждающую форму сострадания, в противоположность той, которая служит лишь поводом для жалости к себе. Важно отметить, однако, что сострадание остается сдерживающим “смиряющим” видом добродетели. Она помогает на короткое время обуздать стремление к насилию, свойственное Артему, но это сострадание не обладает достаточной силой, чтобы обратить энергию насилия к более высокой цели. В образе Марка Кравцова из рассказа “Ошибка” мы столкнемся с более серьезной попыткой переопределить сострадание как созидательное качество.

В архетипе “творца” Горький находит непростое равновесие между утилитарным и виталистическим нравственными импульсами. В трех его произведениях “Ошибка”(1896 г.), “Читатель” (1898 г.) и “Человек” (1904), впервые на первый план выходят идеи об изменениях в общественной жизни, изменениях “первопроходцем”, “перво-двигателем” которых становится свободный “творец”, не зависящий от покровителей. Существенно, что в этих произведениях, играющих столь важную роль в формировании характерного для Горького нравственного мировоззрения, усиливается его взаимодействие с Ницше. Он забывает о своей полемике с “массовым ницшеанством” и отдается собственному, специфическому истолкованию произведения, которое восхищает его больше всего, - “Так говорил Заратустра”. Теперь он пытается подменить представление Заратустры о сверхчеловеке своим собственным образом созидателя. Герой-созидатель – это художник грандиозного масштаба: он постигает жизненно важный миф, творит ценности и позиции, он вдохновляет массы на самопреодоление. Внутренние ресурсы дают ему энергию, необходимую для преобразования общества. Эта энергия направляется на претворение утопической мечты создать такой социальный порядок, при котором все будут равны и станут относиться друг к другу с жизнеутверждающей любовью и состраданием.

Переход от старой морали к новой очевиден в рассказе “Ошибка”. В нем горьковский “мечтатель” отвергает пассивный менталитет страдания, присущий позднему народничеству, формируя образ энергичного, агрессивного творца будущего. Он пробивается к иному моральному воззрению, сочетающему сострадание с активным, творческим побуждением. Марк Кравцов в “Ошибке” предстает в качестве творца, опередившего свое время, чьи влекущие мечты оказываются ораторствованием перед глухими. Он приносит себя в жертву мечте о будущем обществе, в котором люди действительно возлюбят друг друга и реализуют свои творческие возможности. Он проповедует веру в новую мораль сострадания – созидательную и жизнеутверждающую, мораль, в корне отличающуюся от той, которую критикует Ницше.

Кравцов представлен как русское воплощение самого Ницше. Описание его внешности проходит на хорошо известный портрет Ницше: “Кирилл Иванович воспроизвел перед собой фигуру человека среднего роста, сухого, угловатого, нервного, с черными, всегда вздрагивавшими усами и с горящим, блуждающим взглядом миндалевидных черных же глаз. По морщинистому белому лбу этого человека страшно двигались густые брови, то всползая к жестким, ершистым волосам, то вдруг спрыгивая вниз и совершенно закрывая впадины глаз” (Горький, Рассказы, I, 154).

Пронизывающие глаза, густые брови, короткие волосы и темные усы вряд ли могут быть рассматриваемы как всего лишь случайное сходство. Более того, в некотором отношении Кравцов и по сути своей напоминает Заратустру. Они оба пророки, ищущие последователей, которые разделяли бы их мечты о будущем: Заратустра мечтает о будущем человеческом сознании, а Кравцов – о будущем обществе. Оба рисуют в воображении человека как творца и утверждают, что тот, кто реализует свой дух созидания, тот и проложит путь к новому и лучшему миру. Основное различие между ними в том, что по образу мыслей Кравцов – утопист, в то время как Заратустра – решительный антиутопист (23).

Кравцов предлагает заманчивую переоценку идеи сострадания. Он всецело предан такой концепции сострадания, которая вдохновила бы вывести людей из “помойной ямы”, в которой они живут (Горький, Рассказы, I, 166). Люди способны быть “творцами” и “оживить… [пустыню] “, застроив зданиями счастья” (Горький, Рассказы, I, 172). Несмотря на внешний динамизм и созидательность, идея “активного” сострадания, выработанная Горьким, несет в себе ту же проблему, которую видит Ницше в традиционном сострадании: сострадание – ограничивающая этическая добродетель. И на этой основе нельзя построить жизнеутверждающую мифологическую систему. “Активное” сострадание надевает узду и смиряет – и даже мнимый враг сострадания, Ницше, не считает подобное воздействие плохим – но, в конечном счете, оно все же отрицает энергичные, агрессивные, животворные стороны человеческой натуры. Не в пример настоящей любви, жалость не может питать жизнь. Сами используемые Горьким для описания жизни образы изобличают презрительную, жизнеотрицающую позицию. Нынешний миро – “помойная яма”, “пустыня”, не дающая надежды на спасение, в нем нет зародыша, из которого могло бы вырасти общество будущего. Во взглядах Горького таится разрушительное презрение, ставшее гибельным для старой идеи сострадания. Кравцов видит только одну цель, к которой, как он полагает, должно устремиться все человечество, отрицая, таким образом, различия между людьми в творческом воображении и жизненной силе. И, наконец, сама по себе цель – построить “убежища счастья” – наводит на мысль о стремлении скорее отгородиться от жизни и борьбы, основав некий утопический мир, нежели улучшать реально существующий мир.

Бесстрашие Кравцова и его amor fati, в конце концов, уводят его за пределы нормы. Он так пылко мечтает о мире утопическом, что не способен жить по правилам и законам мира реального. Его мечта, смысл его жизни, приводит его к гибели. Люди считают Кравцова душевнобольным; он, как Форма Гордеев, попадает в сумасшедший дом. Все же герой рассказа покидает мир с надеждой: такие мечты подвигнут будущие поколения на великие свершения.

Архетип “мечтателя” служит подтверждением уверенности Горького в том, что необходимо высшее созидание, чтобы вытащить людей из трясины настоящего. Однако этому архетипу недостает энергии, чтобы увлечь других следовать его примеру. Его клеймят как отщепенца и сумасшедшего, обрекая на такое же крушение, какое терпят протагонисты-визионеры из рассказов 1880-х и начала 1890-х годов; например, пациент из “Красного цветка” Гаршина (1883) или Громов из чеховской “Палаты № 6” (1892). В финале рушится жизнь самого героя, а угнетающие социальные условия продолжают существовать.

В рассказе “Читатель” Горький непосредственно обращается к новому типу художника – великому ваятелю человеческого сознания. Этот художник отнюдь не является всего лишь специалистом в области чистого искусства, “кантианцем”, который создает “бесцельный” прекрасный предмет для “незаинтересованного созерцания”. Теперь он – народный вождь, который будет использовать свои творческие силы для преобразования самой природы человека.

Вернувшись однажды поздно вечером домой с литературного собрания, молодой писатель сталкивается с призрачной, демонической личностью. Незнакомец заявляет, что прочитал все произведения писателя и хочет узнать о цели его творчества. Видя колебания молодого человека, “читатель” пускается в пространную диатрибу о недостатках современного искусства. Сам “читатель” весьма напоминает Заратустру тоном и стилем критики и своей философией творчества.

Оба используют эмоционально выразительные призывы, перемежающиеся более шутливыми отступлениями. В разделах “О поэтах” и “О пути созидающего” Заратустра утверждает, что обычный художник пишет для удовлетворения собственного честолюбия. Честолюбие, согласно Заратустре, добродетель, по меньшей мере, сомнительная: честолюбие побуждает личность делать добро, но исключительно с целью достижения публичного признания. “Ах, так много вожделеющих о высоте!” – говорит Заратустра в главе “О пути созидающего”, - “Так много видишь судорог честолюбия! Докажи мне, что ты не из вожделеющих и не из честолюбцев” (Ницше, Заратустра, П, 45). Совершенно так же “читатель” у Горького утверждает, что молодой писатель пишет лишь для того, чтобы заслужить восхищение публики. Подобно Заратустре “читатель” доказывает, что честолюбие слишком часто подменяет истинное побуждение к творчеству, каковым должно быть свежее, воодушевляющее видение мира. “Читатель” выражает свою мысль с помощью такой же игры слова, как и Заратустра. Заратустра сопоставляет два слова – Ehrgeiz (“честолюбие”) и Ehre (“честь”. Так же и “читатель” видит прямую связь между “честолюбием” и “честью”. Сравнение на обоих языках раскрывает негативный смысл честолюбия. Буквально “честолюбие” означает “любовь к честит”, то есть это отнюдь не сама честь, а весьма неравнозначная замена того чувства личной порядочности, что подразумевается словом “честь”. Истинно творческий дух должен подчиняться внутреннему чувству, а не вкусам и мнениям других людей.

Следуя примеру Заратустры, “читатель” критикует современных писателей за суетность и вялость духа, поверхностность и затертость суждений. Заратустра пишет: “Немного похоти и немного скуки – таковы еще лучшие мысли их” (Ницше, Заратустра, П, 93). “Читатель” эхом вторит раздражению Заратустры по поводу полного отсутствия оригинальности у поэтов: “Все будни, будни, будничные люди, будничные мысли, события… Когда же будут говорить о духе смятенном и о необходимости возрождения духа? Где же призыв к творчеству жизни…” (Горький, Рассказы, Ш, 244).

“Читатель” вторит мысли Заратустры о том, что человеку надлежит работать над собой, чтобы открыть глубинную, миросозидающую энергию. Оба полагают, что художник должен забыть об ожиданиях своих читателей. Однако такая свобода конструктивна только в том случае, если писатель ощущает в самом себе непреодолимую направляющую силу. Заратустра говорит: “Свободным называешь ты себя? Твою господствующую мысль хочу я слышать, а не то, что ты сбросил ярмо с себя!” (Ницше, Заратустра, П, 45). Соответственно и “Читатель” спрашивает молодого писателя, к каким великим целям тот стремится. У молодого человека нет ответа. Задав этот вопрос, Горький тем не менее приступает к формированию собственной идеи о художнике – творце социального мифа.

Состояние внутренней свободы, достигаемое художником, высвобождает “хаос”, необходимый для истинного созидания. Здесь Горький искажает мысль Ницше как относительно природы происходящего переворота, та и в том, что понимать под “истинным созиданием”. Для Заратустры изнуряющий самоанализ и разрушение в себе бесплодного образа мышления – первый этап на пути к самопреодолению личности и изменению сознания. Ницше побуждает каждого, даже самого обыкновенного читателя, воспитывать в себе чувство “презрения” к самодовольству и успокоенности. Он не раскрывает, во всяком случае в “Так говорил Заратустра”, широкие социальные последствия самопреображения, а концентрирует внимание на возможных плодотворных результатах для самого индивидуума. Горький, напротив, представляет себе преображение как внедрение зажигательных идей, снизошедших на “стадо”, взятое в целом.

То, что Ницше рассматривает как выражение критического отношения индивидуума к себе, Горький в “Читателе” переносит на социальную ситуацию. Ницше рассматривает писательство как откровение собственной души автора. В то время как Ницше поощряет самокритичную независимость, Горький полагает, что самопреображение будет происходить под строгой опекой художника-вождя. Сознание читателя представляет собой художественный материал для писателя. Писатель, говорит Горький, должен принудить всех своих читателей заняться самокритикой: он должен заставить их страдать, чтобы они устыдились своих недостатков и таким образом обрели способность самосовершенствоваться. “Читатель” говорит молодому писателю: “Не бойся сделать ему больно: если ты, любя, бьешь, он поймет твой удар и примет его как заслуженный. Когда же ему будет больно и стыдно за себя, ты пламенно обласкай его – и он возродится…” (Горький, Рассказы, Ш. 248-249). То, что для Заратустры является внутренней борьбой, для “читателя” превращается в социальное “обучение” художником-вождем читателя-ученика.

Подобно Заратустре горьковский “Читатель” подчеркивает значение “зла” в творческом процессе. По Ницше плодотворное зло – это орудие разрушения отжившего мифа и связанных с ним моральных ценностей. Подобное зло, по воззрению Заратустры, необходимо для неуклонного развития процесса созидания, который он связывает с культурной витальностью. И в этом отношении Горький устами “читателя” продолжает искажать Ницше: он рассматривает зло как необходимое орудие разрушения социального мифа, препятствующего формированию новых отношений. Зло должно быть не в самих людях, а в художнике-вожде: он должен поощрять людей разрушать и ниспровергать. Настоящий писатель пробуждает в своих читателях “искренние чувства, которыми, как молотками, одни формы жизни должны быть разбиты и разрушены для того, чтобы создать другие, более свободные… Гнев, ненависть, мужество, стыд, отвращение и, наконец, злое отчаяние – вот рычаги, которыми можно разрушить все на земле…” (Горький, Рассказы, Ш, 245-246). “Злые” чувства, намекает “Читатель”, это материал для радикального изменения общества: в конечном счете без них не было бы катаклизма, необходимого для совершения творческого акта возрождения общества. Творец должен воодушевлять людей на протест и сомнения, а затем, подготовив почву, созидать утопию.

“Читатель” отступает от Заратустры и в своих этических взглядах. Как и прежние горьковские бунтовщики против морали, например, Марк Кравцов и Фома Гордеев, он утверждает общепринятые ценности сострадания и любви к другим людям. Художник-вождь, который будет создавать великую утопию, должен чувствовать глубокое сострадание к человечеству. Однако, как уже говорилось, в горьковском футуристическом проекте преобладают мифотворческие аспекты коренного разрушения и созидания, полностью оттеснив аспекты этические. Роль сострадания в процессе социальных преобразования остается проблематичной. Хотя Горький и настаивает на том, что сострадание продуктивно, в его рассказах с этим чувством обычно связаны отношения власти, в частности подчинение читателя-ученика художнику-вождю.

К концу рассказа “Читатель” высказывает величайшую мечту Горького. “О, - сокрушается “Читатель”, - если б явился суровый и любящи й человек с пламенным сердцем и могучим всеобъемлющим умом!” (Горький, Рассказы, Ш, 247). Подобно своим наставникам-народникам, Короленко и Михайловскому, Горький всегда мечтал и писал о героях, которые ставили бы свое дело выше собственной жизни. Например, Данко в рассказе “Старуха Изергиль” (1895) вырывает из груди пылающее сердце и несет его как факел, чтобы вызволить свой народ из беды. Однако до рассказа “Человек” (1904) Горькому не удавалось создать образ творца с позитивной программой, творца, который, по словам Заратустры, был бы “перво-двигателем”, “самокатящимся колесом”, силой, заставляющей мир “вращаться” вокруг себя. “Человек” – самая страстная попытка Горького утвердить собственную “господствующую мысль”. Ирония состояла в том, что этот символ веры оказался неспособен дать подлинно жизнеспособный миф возрождения, потому что Горький на самом деле лишь реанимировал старые типы и ценности другой эпохи, вместо того, чтобы создать собственные. В результате получилась сентиментальная, фальшиво звучащая проповедь.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17