Эдит Клюс «Ницше в России. Революция морального сознания»
Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17
ГЛАВА 4
- Анализ более аскетичной мифологии самопреображения в радикальной литературе см. K.Clark. The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago, 1985. P.46-47.
- M.L.Loe. Maksim Gorkii and the Sreda Circle: 1899-1905//Slavic Review.№ 1. Spring 1985. P.49-66.
- См.сб. “Литературный распад”, в 2-х томах. СПб: “EOS”, 1908-1909.
- J.Scherrer. Die Petersburger Religios-Philosophischen Vereinigungen: Die Entwicklung des religiosen Selbstverstandnisses igrer Intelligencija-Mitglieder (1901-1917). Berlin-Wiesbaden, 1973. S.182-183.
- Цитируется по книге: Л.Иезуитова. Творчество Леонида Андреева. 1892-1906. Л., 1976. С.92.
- Ф.М.Достоевский. Бесы. Тула, 1991. С.122.
- Ф.М.Достоевский. Братья Карамазовы//Ф.М.Достоевский. Полное собрание сочинений. Л., 1976. Т.14. С.215.
- Обвинять Ницше склонно было старшее поколение. Более молодые критики обвиняли самих писателей в пагубном непонимании философа. См., например: Е.Аничков. Долой Ницше//Новая жизнь. № 9. 1912. С.126.
- Андреев, например, не раз “путал” Достоевского и Ницше. См.: Литературное наследство. М., 1965. Т.72. С.88. О трактовке Ницше в английской художественной литературе среднего уровня в 1920-х годах, см. Q.D.Leavis. Fiction and the Reading Public. London, 1932. P.46-47. Ливис определяет литературу среднего ранга как вторичную (восхищенно-подражательную) по отношению к “высокой” литературе и отмечает отсутствие у “средних” авторов эстетического вкуса.
- См., например: Ю.Александрович. После Чехова: Очерк молодой литературы последнего десятилетия, 1898-1908. М., 1908. С.42. Ф.Белявский. Горькая правда//Слово. № 157. Май 22, 1905. С.5. Еще одна книга, вызвавшая широкую дискуссию в прессе как в России, так и за границей, “Санин” Арцыбашева, рассматривается в следующем разделе. См., например: Арский. Мотивы Солнца и Тела в современной беллетристике//Вопросы пола. № 2. 1908. С..28-30; Судьба “Санина” в Германии/Пер. В.И.Ротенстерна. СПб., 1900. С.82-83; С.А.Венгеров. Этапы неоромантического движения//Русская литература ХХ века. М., 1914. С.22.
- R.Stites. The Women Liberation Movement in Russia. Princeton, 1978. P.159-160. J.Brooks. When Russia Learned to Read. Princeton, 1985. P.153-165.
- Тан. Санин в юбке//Утро России. Дек.31. 1909. С.3.
- Brooks. When Russia Learned to Read. P. 154.
- К.Чуковский. Идейная порнография//Речь. Дек. 11. 1908. С.2.
- О массовой беллетристике и ее читателях в Англии см. Q.D.Leavis. Fiction and the Reading Public. P.48-64. Ливис отмечает наличие у невзыскательного читателя требования удовлетворить его религиозное чувство, и в особенности, требования “огромной жизненной силы, призванной перевернуть механизм морали” (С.64). См. также L.Lowenthal. The Reception of Dostoevski’s Work in Germany: 1880-1920//The Arts in Society/Ed. R.N.Wilson. N.J., 1964. P.122-147. Лоуэнталь находит, что немецкому читателю, принадлежащему к среднему классу, свойственна “претензия на культуру”. Он считает этого читателя морально и политически апатичным, ленивым в интеллектуальном отношении, сосредоточенным на себе самом и ищущим некоего полурелигиозного комфорта.
- Е.Аничков. Долой Ницше//Новая жизнь. № 9. 1912. С.133-134.
- М.Неведомский. Вместо предисловия//А.Лдихтенберже. Философия Ницше. СПб., 1901. С.П.
- Н.К.Михайловский. Последние сочинения. СПб., 1905. Т.1. С.77.
- В.И.Ленин. Партийная организация и партийная литература//В.И.Ленин. Сочинения. М., 1952. Т.10. С.27.
- Н.Минский. Философия тоски и жажда воли//Критические статьи о произведениях Максима Горького. Киев, 1901. С.21.
- Лексика русского литературного языка XIX – начала ХХ века/Под ред. Ф.П.Филина. М., 1981. С.226.
- Еще в 1901 году историк-марксист Е.В.Тарле намекал, что массовое обращение в ницшеанство может помочь последователям этого культа прорвать границы нравственных запретов. Действительно, именно эта общая коррозия общественных нравов и дала возможность претворить в жизнь радикальные политические и социальные теории. См.: Е.В.Тарле. Ницшеанство и его отношение к политическим и социальным теориям европейского общества//Вестник Европы. № 8.. 1901. С.704-750, особ. С.730.
ГЛАВА 5
- Д.С.Мережковский. Полное собрание сочинений. СПб., 1911. Т.12. С.257.
- А.Белый. Фридрих Ницше//А.Белый. Арабески. М., 1911. С.90.
- С.Венгеров. Русская литература ХХ века. М., 1914. С.292.
- РНБ. Отдел рукописей. Фонд К.Владимирова, № 150, записные книжки, № 379.
- См., напр.: “Поэту”, “Порой, как образ Прометея”, “Я хочу, но не в силах любить я людей” и “Напрасно я хотел отдать всю жизнь народу”. Д.С.Мережковский. Полное собрание сочинений. М., 1914. Т. 22, С.5-12. Далее: ПСС (1914).
- Венгеров. Русская литература ХХ века. С.291.
- См.: Д.С.Мережковский. Мистическое движение нашего века: Отрывок//Труд: Вестник литературы и наук. Т.18. № 4. 1893. С.33-40.
- B.G.Rosental. Dmitry Sergeevich Merezhkovsky and the Silver Age. The Hague, 1975. P.18. Анализ творчества Мережковского и Ницше также см.: B.G.Rosental. Nietzsche in Russia: The Case of Merezhkovsky//Slavic Review. № 3. 1974. P.429-452; E.W.Clowes. The Integration of Nietzche’s Ideas of History, Time, and “Higher Nature” in the Early Historical Novels of Dmitry Merezhkovsky//Germano-Slavica. V.3, № 6. 1981. P.401-416; B.G.Rosenthal. Stages of Nietzscheanism: Merezhkovsky’s Intellectual Evolution//Nietzsche in Russia. Princeton, 1968. P.69-94.
- В.Брюсов. Дневники, 1890-1910. М., 1927. С.53.
- Мережковский. ПСС (1914). Т.18. С.181.
- Там же. С.214-217.
- B.G.Rosenthal. Nietzsche in Russia. P.446. В более поздней работе, “Stages of Nietzscheanism”, Розенталь развивает эту мысль (см.прим.8). Здесь она сосредоточивает внимание на попытке Мережковского объединитиь в своем неохристианстве “языческую”, ницшевскую любовь к земному с небесной христианской истиной.
- Там же. Р.433.
- Д.С.Мережковский. Спокойствие//Северный вестник. № 2. 1897. С.238.
- Мережковский. ПСС (1911). Т.12. С.257.
- Мережковский. ПСС (1914). Т.13. С.69-70.
- Там же. С.12.
- Там же. С.69-70
- Rosenthal. Nietzsche in Russia. P.446.
- Мережковский. ПСС (1914). Т.13. С.32.
- Там же. С.77. Курсив снят.
- Rosenthal. Merezhkovsky and the Silver Age/ P.100.
- А.Белый. Мережковский. С.150.
- Н.Бердяев. О новом религиозном сознании//Н.Бердяев. Sub specie aeternitatis. СПб., 1907. С.341.
- А.Белый. Мережковский. С.150.
- A.Piman. Aleksandr Blok and the Merezhkovskijs//Altksandr Blok Centennial Conference/Ed. W.N.Vickery. Columbus, 1984. P.246.
- См., например: С.Булгаков. Иван Карамазов (в романе Достоевского “Братья Карамазовы”) как философский тип//Вопросы философии и психологии. № 61. (Янв-февр. 1902). С.826-863; Е.Н.Трубецкой. Философия Ницше: Критический очерк. М., 1904.
- F.Stepun. Mystische Weltschau. Munich, 1964.. S.202.
- Там же. С.253.
- О.Дешарт. Вступительная статья//Вяч.Иванов. Собрание сочинений. Brussels, 1971. Т.1. С.34.
- Там же.
- Вяч.Иванов. Эллинская религия страдающего бога//Новый путь. № 5. 1904. С.35.
- См.например: O.Maslenikov. The Frenzied Poets. Berkely, 1952. P.7. Другие примеры приводятся в прим.2 к главе 1.
- Критические статьи Иванова тесно связаны с его поэзией, служа им своего рода толкованием. И тот. И другой вид творчества посвящены раскрытию сущности Диониса. Зачастую свои критические статьи Иванов иллюстрирует цитатами из собственных сборников. Подобный метод был весьма эффективен для разъяснения его поэзии, трудной для понимания.
- A.Pyman. The Life of Aleksandr Blok. Oxford, 1979. Т.1. Р.229.
- J.Scherrer. Die Petersburger Religius-Philosophischen Vereinigungen. Berlin-Wiesbaden, 1973. S. 159-167; см. также: A Revolution of the Spirit/Eds. M.Bohachevsky-Chomiak, B.G.Rosenthal. Newtonville< Mass, 1982. P.191-193.
- См. B.G.Rosenthal. Theatre as Church: The Vision of the Mystical Anarchists//Russian History. № 4. 1977. Р. 122-141.
- Цитируется по книге: K.Mochulsky. Andrei Bely: His Life and Works/Trans. N.Szalavitz. Ann Arbor, 1977. P.87. Белый, возможно заимствует это выражение у Блока, который сам называет себя “невоскресшим Христом” в стихотворении (1907) к своей жене: “О том, что было, не жалея, / Твою я понял высоту: / Да. Ты – родная Галилея / Мне – невоскресшему Христу” (Блок, Т.8, 187).
- А.Блок. Собрание сочинений в *-ми томах. М., 1960-1963, Т.8. С.105.
- Там же. С.106.
- Там же. С.107.
- Цитируется по Pyman. Life of Aleksandr Blok. P.228.
- Там же. С.229.
- А.Блок. Записные книжки. М.; л., 1965. С.72-74, 84, 86.
- Pyman. Life of Aleksandr Blok. P.230.
- Mochulsky. Andrei Bely. P.57.
- Там же. С.178. Блок впервые исполняет “Снежную маску” именно во время такой встречи.
- Блок. Записные книжки. С.84.
- Там же. С.86.
- Я выражаю признательность Тимоти Вестфалену за тщательный труд по прослеживанию христологических мотивов в “Снежной маске”: T.Westphalen. Imagistic Centers in Aleksandr Blok’s “Snezhnaja maska” Knox College, Galesburg, Illinois, spring 1982 (неопубликовано).
- Литературное наследство. Т.92. Кн.3. 1982. С.299. О другой оценке “мистического анархизма” см. B.G.Rosenthal. The Transmutation of the Symbolist Ethos: Mystical Anarchism and the Revolution of 1905//Slavic Review. № 4. December, 1977. P.608-629.
- А.Белый. На перевале: Штемпелеванная калоша//Весы. № 5. 1907. С.52.
- А.Белый. Цветник Ор//Весы. № 6. 1907. С.68.
- Ранее, в 1910 году в лекции “Заветы символизма” Иванов охарактеризовал искусство символизма как род дионисийски-аскетического действа, как “внутренний подвиг послушания”, когда личная воля приносится в жертву Богу в себе (Иванов, П, 602).
- M.Ljunggren. The Dream of Rebirth: A Study of Andrei Belyi’s Novel “Peterburg”. Stockholm, 1982. P.18. А.Белый. Воспоминания о А.А.Блоке. Munich, 1969. C.24. (См.также А.Белый. Арабески. М., 1911. С.394).
- А.Белый. Воспоминания об Александре Блоке. М., 1995. С.24.
- Там же. С.42.
- А.Белый. На рубеже двух столетий. М.; Л., 1930. С.465.
- Там же. С.466.
- Там же. С.468.
- Белый. Воспоминания. С.22.
- А.Белый. Настоящее и будущее русской литературы//А.Белый. Луг зеленый. М., 1907. С.81.
- А.Белый. Фридрих Ницше//А.Белый.Арабески. Munich, 1969. C.90.
- Белый. Воспоминания. С.72.
- Ljunggren. The Dream of Rebirth. P.77.
- Белый. На рубеже. С.13.
- Белый. Воспоминания. С.148.
- Белый. Настоящее… С.61.
- Белый. На рубеже. С.402-403.
- Белый. Настоящее… С.85.
- Белый. Мережковский. С.139.
- Белый. Воспоминания. С.76.
- Там же. С.22, 72.
- Ljunggren. The Dream of Rebirth. P.77.
- Белый. Воспоминания. С.76-77.
- Там же.
- V.Alexandrov. Andrei Bely: The Major Symbolist Fiction. Cambridge, 1985. P.40.
- Там же. С.51.
- Ницшеанские мотивы в Петербурге см. V.Bennett. Echoes of Friedrich Nietzche’s “The Birth of Tragedy” in Andrej Belyj’s “Petersburg”//Germano-Slavica. № 4. Fall 1980. P. 243-259.
- Здесь Белый вторит Мережковскому, который в 1908 году писал, что анархисты-индивидуалисты XIX в., такие, как Бакунин, Штирнер, Ницше, Достоевский и Толстой первыми восприняли бы новую религию. См. Мережковский. ПСС (1914). Т.13. С.12.
- Alexandrov. Andrei Bely. P.143.
- C.Anschuetz. Bely’s Petersburg and the End of the Russian Novel//The Russian Novel from Pushkin to Pasternak/Ed.J.Garrard. New Haven, 1983. P.126.
- Белый. Фридрих Ницше. С.84.
- Scherrer. Die Petersburger Religios-Philosophischen Vereinigungen. S.57.
- Alexandrov. Andrei Bely. P.128.
- Там же. С.25.
- О параллельном феномене в западно-европейском модернизме см. в разборе романа Т.Манна “Доктор Фаустус”, в кн. J.B.Foster. Heirs to Dionysus. Princeton, 1981. Фостер обсуждает амбивалентность отношения Манна к дионисийству и демонизацию им дионисийства. Фостер, однако, показывает, что Манн считает непосредственную связь между дионисийского творчества и политической тирании искаженным пониманием Ницше (С.340).
ГЛАВА 6
- Ф.П.Чехов – А.М.Пешкову (М.Горькому), 15 февраля 1900//А.П.Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти тт. Письма. Т.9. С.53-54. М., 1980.
- К.Бальмонт. Избранное. М., 1980. С.444.
- М.Неведомский. Вместо предисловия//А.Лихтенберже. Философия Ницше. СПб., 1901. С. СХХ.
- Ю.Александрпович. После Чехова… М., 1908. С.178.
- Н.К.Михайловский. О г.Максиме Горьком и его героях//Критические статьи о произведениях Максима Горького. Киев, 1901. С.96.
- В.А.Поссе. Мой жизненный путь. М.; Л., 1929. С.151.
- Г.М.Туманов. Характеристики и воспоминания. Тифлис, 1905. Т.2. С.48.
- См., например: Горький – Ф.Д.Батюшкову, октябрь, 1898 (Горький, ХХУШ, 33); Горький – К.П.Пятницкому, декабрь, 1901 (Архив А.М.Горького, Т.4. М., 1954. С.58); Горький – Л.Н.Андрееву. Литературное наследство. Т.72. М., 1965. С.88.
- B.Y.Forman. The Early Prose of Maksim Gorky, 1892-1899. Ph. D. Dissertation, Harvard University, 1983. См., особ., С.539-582.
- Там же. С. 569-571.
- Н.С.Дороватовский. Письма Максима Горького С.П.Дороватовскому//Печать и революция. № 2. 1928. С.68-88.
- W.L.Phelps. Gorki, Essays on Russian Novelists/ New York, 1911. P.219.
- Архив А.М.Горького, ИМЛИ, Елизабет Ферстер-Ницше – А.М.Горькому, Веймар, март 12, 1906.
- См. M.L.Loe. Gorky and Nietzsche^ The Quest for a Russian Superman//Nietzsche in Russia/Ed. B.G.Rosenthal, Princeton, 1986. P.251-274. Лоу считает, что суть разногласий между Горьким и Лениным, а позднее – Сталиным, заключалась в ницшеанских воззрениях Горького. Горьковский внутренний конфликт между волюнтаризмом и социальным утилитаризмом тажке соответствует конфликту между “стихийностью” и “сознанием”, имеющемуся, по мнению Катарины Кларк, в произведениях социалистического реализма. См. K.Ckark. The Soviet Novel: History as Ritual. Chicago, 1981. P. 15-24.
- Архив А.М.Горького, ИМЛИ, А.М.Горький – А.Л.Волынскому, Нижний Новгород, декабрь 1897. См.также А.М.Горький – А.Л.Никифоровой, март-апрель 1910.
- П.П.Перцов. Литературные воспоминания. М.; Л., 1933. С.30-31.
- B.Y.Forman. The Early Prose of Maksim Gorky. P.100-104, 183-192.
- М.Нордау. Вырождение. Киев, 1896. С.364.
- Там же. С.376.
- Литературное наследство. Т.72. С.122.
- См. B.Y.Forman. Neitzsche and Gorky in thr 1890’s: The Case for an Early Influence//Western Philosophical Systems in Russian Literature/Ed. A.M.Mlikotin. Los Angeles, 1979. P.153-164.
- М.Нордау. Вырождение. Киев, 1896. С.362.
- См. прим.45.
- Журналист (Короленко). О сборниках Товарищества “Знание” за 1903 год//Русское богатство. № 8. 1904. С.132.
- Поссе. Мой жизненный путь. С.126.
- В.И.Ленин. Партийная организация и партийная литература//В.И.Ленин. Сочинения. М., 1960. Т.12. С.100.
- См. M.L.Loe. Mfksim Gorky and the “Sreda” Circke: 1899-1905//Slavic Review/ V/44/ № 1. 1985. З.49-66.
- См. G.L.Kline. “Neitzschean Marxism” in Russia//Demythologizing Marxism: A Series of Studies in Marxism/Ed. F.J.Adelman. The Hague, 1969. P.166-183. G.L.Kline. The “God-Builders”: Gorky and Lunacharsky//Religious and Antireligious Thought in Russia. Chicago, 1968. P.103-126; J.C.McClelland. Bogostroitel’stvo//The Modern Encyclopedia of Russian and Soviet History/Ed/ J.L.Wieczynski. Gulf Breese, FL, 1977. P.42-45; R.Sesterhenn. Das Bogostroitel’stvo bei Cor’kii und Lunacharskii bis 1909. Munich, 1982.
- Я заимствовала термин “революционный романтик” из работы: Е.Б.Тагер. Революционный романтизм Горького//Русская литература конца XIX – начала ХХ в., 90-е годы. М., 1968. С.213-243.
- A.M.Lane. Nietzsche in Russia, Ph. D.dissertation< Wisconsin, 1976. P.502-503.
- Н.С.Дороватовский. Письма Максима Горького к С.П.Дороватовскому//Печать и революция. № 2. 1928. С.72.
- См. К.Д.Муратова. Сопутники (В.Вересаев и М.Горький)//М.Горький и его современники. Л., 1968. С.58.
- Две ценных работы принадлежат Н.А.Трифонову: Н.А.Трифонов. А.В.Луначарский и М.Горький (к истории литературных и личных отношений до Октября)//М.Горький и его современники. Л., 1968. С.110-157; и: Н.А.Трифонов. Соратники (Луначарский и Горький после Октября)//Русская литература. № 1. 1968. С.23-48.
- Sesterhenn. Das Bogostroitel’stvo. S.161.
- Эти деятели остаются за пределами данного исследования; хотя они и развили, как показал Клайн, собственные формы ницшеанского марксизма, однако в рамматриваемый миф не внесли существенного вклада.
- Г.В.Плеханов. Первые шаги социал-демократического движения в России (1909)//Г.В.Плеханов. Сочинения. М., 1927. Т.24. С.174-192.
- В статье “Вопросы морали и Метерлинк” Луначарский называет это “макропсихическим индивидуализмом – широкодушием…”. См. А.Луначарский. Этюды. М.; Пб., 1922. С.256. Благодарю за эту находку Джорджа Клайна.
- Цитируется работа Луначарского “Будущее религии” (Образование. № 10. 1907. С.5-7).
- Sesterhenn. Das Bogostroitel’stvo. S.44.
- Для более полного представления о теории Луначарского см. Sesterhenn. Das Bogostroitel’stvo. S.60-69.
- O.Schutte. Nietzsche Without Masks. Chicago, 1984.. P.8.
- Kline. Religious and Antireligious Thought/ P.103-104.
- Андреевич. Очерки текущей русской литературы: о Ницше//Жизнь. № 4. 1901. С.286-321. См. главу 3, прим. 4 и 6.
- А.В.Луначарский. Русский Фауст//Вопросы философии и психологии. № 3. 1902. С.783-795.
- М.Горький. О цинизме//Литературный распад: критический сборник. СПб., 1908. Т.1.
- Sesterhenn. Das Bogostroitel’stvo. S.101-108.
- См. Литературный распад. Критический сборник. Кн.вторая. СПб., 1909. С.89.
- Трифонов. А.В.Луначарский и М.Горький. С.132.
- Согласно Клайну, для обоих мыслителей в первую очередь характерен историзм (в своей книге “Religious abd Antireligious Thought” Клайн рассматривает идею “сверхчеловека” как “историческую само-трансценденцию человека над собой” [C.107]), сильная футурологическая ориентация; оправдание социального разрушения в настоящем во имя строительства будущего; оправдание личной творческой активности.
- Трифонов. А.В.Луначарский и М.Горький. С.132.
- A.L.Tait. The Literary Biography of A.V.Lunacharsky: Problems and Perspectives, неопубл.доклад, прочит. На ICSEES Conference, Washington, D.C., ноябрь 3, 1985.
- Б.Мейлах. Из темы: Ленин и Горький//Вопросы литературы и эстетики. Л., 1958. С.121.
- Цитируется в письме В.И.Ленина А.М.Горькому: В.И.Ленин. Полное собрание сочинений, 5-е изд. М., 1964. Т.48. С.226.
- Там же. С.231.
- Г.В.Плеханов. Пролетариат и крестьянство (1903)//Г.В.Плеханов. Сочинения. М., 1923. Т.12. С.286.
- Sesterhenn. Das Bogostroitek’stvo. S.118. См. также K.Clark. The Soviet Novek. P.147-155. Мне кажется, что роман Е.Замятина “Мы” может расцениваться как антиутопический отклик на богостроительство. См. E.W.Clowes. From beyond the Abyss^ Nietzschean Myth in Zamiatin’s “We” and Pasternak’s “Doctor Zhivago”//Nietzsche and Soviet Culture: Ally and Adversary. Ed. B.G.Rosenthal. Cambridge, 1994. P. 313-337.
- Революционные массы утрачивают автономию и витальную, порождающую ценности силу, которой они наделялись в первоначальном революционно-романтическом мифе, так как она обуздывается и приносится в жертву партии. В 1925 году Луначарский переиздает свои статьи периода 1905 года в книге “Критические этюды” (Л.: 1925). В сборник включена работа “Задачи социал-демократического художественного творчества” и статьи из сборника “Литературный распад”. В предисловии к “Критическим этюдам” Луначарский объявляет лозунги идеологии богостроительства ошибочными, говорит о “строгом суждении партии”, в котором “относительно тогдашнего моего уклона было много истины”, Важно, что в идеологии богостроительства он усматривает связующее звено, которое могло бы сделать миф более привлекательным в контексте коллективизации и индустриализации – это идея “перестройки мира”. Однако теперь руководство обеспечивает Партия, а массы являются лишь ведомой физической силой.
- Горький также вновь обращается к периоду богостроительства в статье от 1927 года “Десять лет” (Горький, XXIV, 292). С большим постоянством, чем Луначарский, он исповедует богостроительскую веру в то, что “человек… создает и воплощает способность творить чудеса справедливости, красоты…” В конце 1920-х годов он нашел подтверждение своей веры в достижениях советского общества за прошедшее десятилетие. Письмо от 1929 года эмигрантке-революционерке Екатерине Кусковой показывает, что Горький все так же искренне верен своему волюнтаристскому мифу: “Для меня важно [в советской жизни], главным образом, вот что: быстрый и массовый рост личности, рост нового культурного человека, важен рабочий сахарного завода, который читает Шелли в подлиннике… [Такому человеку] не нужна та мелкая, проклятая правда, среди которой он живет – ему необходимо утверждение той правды, которую он сам создает”. Е.Кускова. На рубеже двух эпох//Последние новости (Париж). 26 июня 1936 г. С.2. (Письмо от 22 января 1929 г.)
- Например, Луначарским, в рецензии на пьесу Горького “Дачники” используется термин положительный для характеристики горьковских ницшеанско-марксистских героев. См. Луначарский, П, 29.