Мой Ницше.

Хроники интерпретирующего пилигрима.

( Рецепция Ницше сквозь призму личного восприятия )

© Смольянинов А. Е.

Задумано – 22.04.2003

  • СКАЗАННОЕ
  • Лирико–трагическое вступление.
  • Часть первая. Расстановка акцентов и постановка ответов.
    • Резонанс, ренессанс и рецепция Ницше.
    • Что есть философия Ницше?
  • НЕ СКАЗАННОЕ
  • Часть вторая. Последняя заря сильных эпох.
    • Ницше - наш несвоевременный гипнотизёр.
    • Ницше и ребячество.
    • Что означает “философствовать” после Ницше.
    • Чем стала философия и чем явились философы после Ницше.
  • Часть третья. О чём катастрофически умолчал Ницше.
    • Эротическое, слишком эротическое.
    • Еврейский вопрос.
    • Реализация воли к власти в лице жрецов одного народа.
    • Христианско-иудейский динамит и Ницше.
    • Ницше и масонство.
    • Сионские протоколы.
    • Комитет 300.
    • 50 Евреев, которые управляют Америкой.
    • 50 Евреев, которые управляют Россией.
    • Перспектива 2010.
  • Динамика деградации дионисического в развитии европейской мысли XX века.
  • Закат Европы и agon культуры в самом разгаре? Или?

Подтверждение жизни даже в самых непостижимых и суровых её проблемах, воля к жизни, ликующая в жертве своими высшими типами собственной неисчерпаемости, - вот что назвал я дионисическим, вот в чём угадал я мост к психологии трагического поэта. Не для того чтобы освободится от ужаса и сострадания, не для того, чтобы очистится от опасного аффекта бурным его разряжением - так понимал это Аристотель, - а для того, чтобы наперекор ужасу и состраданию, быть самому вечной радостью становления, - той радостью, которая заключает в себе также и

РАДОСТЬ УНИЧТОЖЕНИЯ.
Фридрих Ницше. Конец 1888 г.

Музыка по теме: “Странник на берегу”. Эйкер Билк. Зима 1961-1962.


В тот совершенный день, когда все достигает зрелости и не одни только виноградные грозди краснеют, упал луч солнца и на мою жизнь: я оглянулся назад, я посмотрел вперед, и никогда не видел я сразу столько хороших вещей. Не напрасно хоронил я сегодня мой сорок четвертый год, у меня было право хоронить его — что было в нем жизненно, было спасено, стало бессмертным. Первая книга Переоценки всех ценностей, Песни Заратустры, Сумерки идолов, моя попытка философствовать молотом — сплошные дары, принесенные мне этим годом, даже его последней четвертью! Почему же мне не быть благодарным всей своей жизни? — Итак, я рассказываю себе свою жизнь.

Фридрих Ницше «Ecce Homo. Как становятся самим собой».

Что произойдёт, если предположить, что когда-нибудь кто-нибудь интерпретирует адекватно Ницше? Не должно ли это будет означать, что его наконец “окончательно поймут”, в чём он сам неоднократно высказывал глубочайший скепсис, имеется в виду его собственный скепсис в отношении возможностей “самопознания“. И возможно ли “понять” его “со стороны”, то есть другой планетой с именем “человек”, или в другом столетии и какой срок может быть для этого установлен, или для этого всё - таки необходимо будет перейти в “другое измерение”?

Итак, я рассказываю себе своего Ницше.

Я умолчу лишь о том, о чём все по–умолчанию догадываются.


Лирико–трагическое вступление.

 

Отшельник не верит тому, чтобы философ — полагая, что философ всегда бывает сперва отшельником, — когда-либо выражал в книгах свои подлинные и окончательные мнения: разве книги не пишутся именно для того, чтобы скрыть то, что таишь в себе? — он даже склонен сомневаться, может ли вообще философ иметь «окончательные и подлинные» мнения и не находится ли, не должна ли находиться у пего за каждой пещерой еще более глубокая пещера — более обширный, неведомый и богатый мир над каждой поверхностью, пропасть за каждым основанием, под каждым «обоснованием». Всякая философия есть философия авансцены — так судит отшельник: «есть что-то произвольное в том, что он остановился именно здесь, оглянулся назад, осмотрелся вокруг, что он здесь не копнул глубже и отбросил в сторону заступ, — тут есть также что-то подозрительное». Всякая философия скрывает в свою очередь некую философию; всякое мнение — некое убежище, всякое слово — некую маску. Фридрих Ницше «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего».

 

 

Приняв для себя решение затронуть тему Ницше в самом начале 21 века, я вполне осознаю все опасности, затаённые уголки, подводные течения и возможные ураганы, подстерегающие меня, как интерпретирующего пилигрима, в таком непростом плавании. Можно было бы надеть свою очередную маску или сразу все мои маски, можно уйти в сопоставления, развитие тем, построение новых и развитие старых как мир философских и житейских конструкций, доктрин, современный “системный анализ”, наконец, но: скрыться от Ницше, - заболеть болезнью страуса,– было для меня уже невозможно. У кого как– а я, скажу тебе по секрету–“срезонировал”. Термин нашёл и присвоил такой. Он оказался неожиданно и остаётся моим невозможным долгожданным гостем и собеседником.

 

У меня хватило духу, одиночества и надменности, спокойствия, трезвости и веселья, а главное–досуга, времени безделья! - три годика кряду посекретничать с ним по ночам, никуда не торопясь ( ведь нам отпущена целая вечность, не так ли? ) и я был и остаюсь восхищён каждым словом Заратустры. Попался мне на глаза второй том Ницше “Мысль” Москва, 1990. Он ожидал меня на книжной полке десять лет. Дождался, наконец! Сам я пребывал как раз в том самом возрасте, в котором подходило к концу 10–летнее пребывание Заратустры в известной тебе пещере… На дворе был август 2000. Символично? Как знать …

 

Начал именно с Заратустры. Заглавие как-то завораживало, было нереальностью или казалось таковой. Некто, покойный уже, жаждал разговора или подготовил монолог... Заинтриговало, знаешь ли. И ещё одно обстоятельство: мне был известен возраст Ницше, когда он создавал свои основные произведения. А в мыслях тогда у меня было–попытаться выяснить : а есть ли предел тем судорогам современности, которые меня окружают, тем непрошеным “гостям”, которые рвутся ко мне с голубых экранов, стоят рядами и колоннами на неоскудевающих книжных полках магазинов и навязчиво напоминают о себе интернетовскими банерами? И оглянувшись назад, поинтересоваться: о чём задумывался мой сверстник всего столетие назад? Сопоставить с самим собой. Название произведения говорило само за себя, настраивало “внимать”, приглашало на разговор. И таковой состоялся...

 

Далее–залпом, но – поспешая медленно, последовали: “По ту сторону”, “К генеалогии морали”, “О пользе и вреде истории для жизни”, “Утренняя заря”, “Рождение трагедии”, “Весёлая наука”, “Сумерки идолов”, “Ecce Homo”, “Антихрист”. Затем перечёл вдоль и поперек всё прилично–изданное на русском, к которому я отнёс переводы начала 20 века и издания, в которых как минимум чётко обозначен автор перевода, потому как для меня сразу стало очевидно, что перевод этого автора требует такого вживания в созданный им трагико-поэтический образ, который доступен лишь немногим избранным, вполне вероятно, что таковых уже нет. Вульгарными не в меру названы мною издательства, посчитавшие ниже своего достоинства указать автора перевода.

 

“Воля к власти” стоит у меня особняком, ведь Ницше сказал об этом феномене во “вне–академическом цикле” предостаточно, да и судьба и история издания этого произведения весьма запутана …

 

Признаюсь откровенно, после его неакадемической плеяды 1882 … 1888 годов воспринимается как “сухарик”, просто не вериться, что автор – Ницше.

 

Первое моё впечатление: Ницше– единственный из встретившихся и обозреваемых мужей, на каждом этапе каждого нового прочтения всё глубже и глубже подтверждал лишь мои собственные переживания, догадки, общее восприятие жизни, развеял окончательно иллюзии, он впервые высказал и мою правду.

 

Второе впечатление: если на темы Ницше говорят и уже более 2 человек, то вернее всего, придут опять к фашизму или большевизму, демократии или монархии, прочим “измам”.

 

В третьих, и это самое интересное и в явном виде “не осознанное”. Уникальность жизненного опыта, взгляда, позиции или, если хотите–стиля Ницше заключается в абсолютной незаказанности его наследия ( “я живу на свой собственный кредит” и т.д., биография и “Ecce Homo” ), конкретнее : никто ему не заплатил за этот стиль, и в этом смысле им были достигнуты все возможные степени свободы, в его понимании.

 

Такого упоительного и неторопливого чтения мне ещё не попадалось. Три года кряду я вживался в ту эпоху, в 19 век, прогуливался в Риме начала его рассвета и в эпоху заката, перечитывал Геродота и Плутарха. Перечёл римских историков 3…4 веков. Сократ и Платон, Еврипид и Пифагор были моими спутниками, далее последовали Соломон, Моисей позднего Фрейда, Законы Ману, Будда и Конфуций, Эрзам Роттердамский и Эдуард Фукс, Цвейг, философия йоги и даосизм, затем Шопенгауэр, Кант, “Психология толпы” …

 

И я по–новому взглянул на этот мир с высоты его высот и изнутри его катастрофических пропастей, и всё при каждом новом прочтении совпадало с моими неразгаданными догадками …

 

К нему я не раз ещё вернусь, да, да, по закону вечного возвращения, именно. Возможно это обернётся и для меня когда– нибудь катастрофой … Кто это может знать?

 

Сам Дионис, озаряясь усмешкой Джаконды, наградил и меня своей специфической улыбкой.

 

Именно это и побудило меня вот так своеобразно среагировать, ты ведь прекрасно понимаешь, о чём идет речь... Если вчитывался неторопливо. Если у тебя было на это время, воля, отсутствие необходимости куда–нибудь торопиться. Ты ведь понимаешь меня. Или догадываешься об этом. Если оставался с ним тет-а-тет, безо всяких свидетелей, не одну ночку подряд. Если искал и сопоставлял, встретился с ним не в слишком молодые годы и не совсем уже стариком.

 

Вот мой “радикальный до преступления” первоначальный и окончательный диагноз: кто лишь однажды в тишине ночей в кромешном одиночестве прочёл всего Ницше и после этого серьёзно собирается “заниматься философией” в нынешнее постНицшеанское времечко,– для этого надо быть... нет не душевно больным, мой друг, надо быть просто идиотом *. ( * здесь слово “идиот”– употреблено в не ругательном, древнегреческом, изначальном значении : простолюдин, человек из народа ).

 

Соратников, сподвижников, оппонентов, сочувствующих, скорбящих, реципиентов, общения и, тем более, “единомышленников” я не ищу. Попутчики по умолчанию– все мы.

 

Что ж! В бодрый путь, господин пилигрим!

 

P.S. 21.05.03. Говорят, что все наши мыслишки, оказываются, витают в воздухе. Их только надо– уловить! В инете, самом демократическом новоприобретении человечества, вчера появилось рядовое, казалось бы, сообщение: http://www.newsru.com/russia/20may2003/scythian_state.html

 

"В Уголовном кодексе России появились статьи, наказывающие экстремистов еще до того, как они ими станут. Например, собирается группа из трех человек и начинает изучать провокационные труды, скажем, Ницше или того же Че Гевары с целью их воплощения в жизнь. Этого уже достаточно для приличного срока.

В свою очередь, заместитель генерального прокурора России Владимир Колесников как реальную альтернативу национальной и религиозной вражде предложил создать мировую моноэтническую империю скифов, по типу Хазарского каганата, во главе с главным скифом - Джорджем Бушем, сообщает RTV-International. "

P.S.S. Мои первые три главы были готовы до появления выше приведенного сообщения.

Кстати, не является ли таковая рецепция властных структур феномена Ницше документальным, не подлежащим сомнениям подтверждением того факта, что власть признала теперь официально, что именно его философия и явится на начало 21 века тем девизом, символом и флагом, по которым собралась сама жить и править.

Но рассмотрение видимого невооруженным глазом всего безволия нынешней власти к властвованию не входит в круг моих интересов. Этим пусть занимаются штатные философы = жрецы безвластия.

 

 

Часть первая. Расстановка акцентов и постановка ответов.

 

 

Резонанс, ренессанс и рецепция Ницше.

 

Третий век люди пытаются разобраться в Ницше, развивать его “учение”, изучать и цитировать и приводить его афоризмы, строить свои собственные постройки на основании “Ницше”, извращать, игнорировать, использовать, переводить, излагать, искажать, перевирать его, ставить его в один ряд со сворой жрецов, передергивать, изолгать его, интерпретировать и заинтерпретировать с точностью до наоборот, забалтывать его, замалчивать, издавать, растаскивать его по своим политическим, философским, идейным, эротическим и прочим углам, расставить по своим богатым на экзотику книжным полочкам, склонять и спрягать его. Иные стремятся убежать от него, оклеветать, надеть на него смирительную рубашку, распять, использовать, кастрировать, сокрушать и возвышать его, спешат сделать из него идола, маньяка, политика, бога, партийца, демона, аристократа, демократа, тирана, нищего духом, наконец. Мало кого Ницше “не колышет вообще”.

 

Но! Почему–то некоторые люди вновь и вновь серьёзно обращаются к его наследию, видимо интуитивно чувствуя, что его путь, его вершины, его болота и глубины, его “рецепция философии”, его восприятие мира и человека в нём, его печать и его роковой драматический физиологический опыт, поставленный им самим над своей собственной судьбой и его дионисические дифирамбы, предрекшие грядущие катаклизмы 20 века и вероятнее всего, последующих веков могли бы быть кому-то полезны или востребованы...

 

Здесь обозначен некоторый круг вопросов, заданных самому себе с целью разобраться: что же произошло с появлением у меня в гостях Ницше?

 

Только что в Веймаре, 23 мая 2002 г., прошла конференция, посвящена она была подведению некоторого итога в воссоздании пятитомной библиографии Ницше, “где прошли дискуссии о различном видении творчества Ницше в разных странах, а также о том, как философ представлен в наши дни в средствах массовой информации, кино и интернете”. http://www.rambler.ru/db/news/msg.html?mid=2517716&s=14.

 

По результатам её ни слуху– ни духу. Дополнительно в сети не нашёл ничего по этому факту. Кулуарно как–то получается. Зато– традиционно.

 

Задумаемся, почему были, есть и продолжаются попытки осознать, рецептировать, и откуда взялось такое разнообразие реагирования на феномен “Ницше”?

 

Вдруг ли неакадемического склада философ оказался “интересен” так вот, почти всем? Тогда и теперь...

 

Насколько он опровергнут самой жизнью, или она на каждом шагу нам доказывает, что эти мысли– наше (или всё-таки чьё-то чужое, чуждое? ) бесценное достояние? И далеко ли мы продвинулись за истекшие 125 лет? И насколько он оказался “понят” тогда, в конце 19 века, в отгремевшем 20-м и ныне? Да и нужно ли это теперь, столько времени спустя? И кому?

 

Я приведу такую вот любопытную цитату Н. А. Бердяева, 1909 г. по поводу начала рецепции Ницше в России: “Но уже совсем печальная участь постигла у нас Ницше. Этот одинокий ненавистник всякой демократии подвергся у нас самой беззастенчивой демократизации. Ницше был растаскан по частям, всем пригодился, каждому для своих домашних целей. Оказалось вдруг, что Ницше, который так и умер, думая, что он никому не нужен и одиноким остается на высокой горе, что Ницше очень нужен даже для освежения и оживления марксизма. С одной стороны, у нас зашевелились целые стада ницшеанцев-индивидуалистов, а с другой стороны, Луначарский приготовил винегрет из Маркса, Авенариуса и Ницше, который многим пришелся по вкусу, показался пикантным. ”

 

Итак, около 20 лет хватило учёной братии на то, чтобы понять его настолько, чтобы ещё и успеть при этом растаскать по частям.

 

На ум даже ребёнку может прийти, что если до сей поры везде и всюду в обществе людей действовал и продолжает властвовать принцип : “куда ветер, туда дым”, то такое разнообразное реагирование на Ницше никак не могло не быть таковым, просто потому, что такой бури, такой свободы, широты и натиска мысли лично мне не доводилось встречать ранее. Это, видимо, будет иметь место и впредь именно потому, что сам я теперь–испорченный человек, теперь без какого–то напряжения не могу я ничего и никого читать после Ницше, загипнотизировал–таки меня мой ровесник своей трагической поэзией …

 

Как некогда, впрочем, С. Есенин–потряс лирической, Ф.И. Шаляпин– заворожил драматической, В.С.Высоцкий–последний неосознанно–дионисический поэт 20 века взбудоражил оргиастической поэтикой. В этом смысле все они– мои невозможные.

 

Круг охваченных проблем остаётся просто потрясающ, при весьма небольшом общем объёме созданных и изданных произведений, по охвату широчайших пластов культуры: в музыке - от вакханалий Диониса Еврипида до Вагнера и далее от него к Бизе, от восточных законов Ману до римского права, от Пифагора до Гёте, от Моисея до Гюго, от Будды до Калиостро и далее–опять к самому себе, музыка ему не изменила до конца …

 

Кому теперь может потребоваться Ницше? Мне, тебе, твоему народу, отцу, ребёнку, богам, царям, тиранам, будущим и нынешним философам, фашистам, деспотам, евреям, поэтам, лирикам и трагикам, мужьям и женам, молоденьким симпатичным девчонкам, невинно имитирующим половой акт посреди пригородной электрички, новым русским, наркотическим и сексуальным маньякам или конкретно–абстрактным избранным, или всё–таки реально маячащему всем некоему грядущему?

 

А не была ли тогда в двадцатом и ныне такая разнообразная “рецепция Ницше” просто заказана … Кем? С какой целью? Вероятно, одна из самых поверхностных из них– желание просто “заболтать” его.

 

Хотел ли сам Ницше, чтобы его поняли?

 

Кто посмел, а кто не успел водрузить его имя на свои партийные и глобальные авантюры и проекты, кто собирается его следующий использовать? И для чего? С какой целью?

 

Что была и есть сверхзадача Ницше?

 

От фактов не уйдёшь– Ницше был водружён на знамя фашизма. Известно также, что его имя собирались официально повесить на своё знамя и большевики, да то ли не успели, то ли духу не хватило, то ли оставили на потом, то ли …

 

Тот беспредел, который творился в России, начиная с октября 1917 г. и продолжается поныне, наводит на мысль о том, что неверно интерпретированные идеи Ницше фактически были приняты на вооружение власть предержащих идиотов, ( * здесь слово “идиот”–употреблено в не ругательном, древнегреческом, изначальном значении : простолюдин, человек из народа ) несмотря на официальное отсутствие на знаменах того же большевизма имени Ницше.

 

Зато– явное присутствие на каждом шагу известных символов еврейской мистики ( вспомни, что есть символ пяти и шестиконечных звёздочек )–его явных и несокрушенных доныне врагов. И не зря он был “запретным” в этой стране до 56 года.

 

Есть ли ещё хотя бы одно страшное нечто, предвиденное и напророченное им, но пока несбывшееся?

 

Что явилось истинной причиной его поисков ответов, и не знал ли он заранее все ответы на свои вопросы, или его задачей было– переложить собственное непосильное знание на наши плечи, говоря конкретнее, освободится от него?

 

Почему по теме “Ницше” в бывшем СССР и в нынешней России не было “защищено” ни одной докторской диссертации? Боятся? Или игнорируют? Или брезгуют? Или осознание гибельности его высот и подземелий останавливает? Или?

 

Почему доктор философских наук в беседе со мною заявляет что Ницше, мол, поставил для грядущих мыслителей проблемы, и они успешно развивают его идеи далее, а мое первое впечатление– он их успешно разрешил... То есть: не оставил камня на камне от их академичности.

 

И ещё вопросик– а обладают ли эти продолжатели дела хоть маленькой толикой безумия, совершенно необходимой для того, чтобы решиться на такое видение и такие перспективы? Ведь всеми этими проблемами, как стало для меня очевидно, действительно надо болеть.

 

Ясно как “солнце вновь взойдет на востоке”, так болеть могут лишь одиночки, стоящие “по ту сторону” : добра и зла, семьи и государства, политических партий и рабочих движений, философских доктрин и простонародных рассуждений и оценок …, “смотрящие с высоты на жалкую болтовню современной политики и национального эгоизма”…

 

Где ныне их можно встретить? Они являются теперь такими же “невозможными”, как и тогда.

 

Кто посмел его издавать при жизни, кто выпустил “джина из бутылки”? Современные мне философы находятся в связи с этим в совсем непростом положении, особенно академические. Именно поэтому они в своём кругу сегодня обязаны определять свою позицию по отношению к феномену “Ницше”. Постановка вопроса теперь такая, сложившаяся традиция, это принимается в числе прочего, как “иже еси на небеси”, по умолчанию, то бишь...

 

И сможет ли он стать понятен, опознан, расшифрован, растолкован, адаптирован и систематизирован, упорядочен, доступен и пригоден без их “творческого” участия?

 

Почему наметился, или, точнее ( интуиция моя подсказывает ) опять заказан, его ренессанс. Вдруг ли?

 

И почему именно в России?

 

Кто его в России сейчас читает, кто цитирует, кто адаптирует, кто “импровизирует на темы Ницше” и с какой целью?

 

И повториться ли прочтение его текстов через 100–200–500 лет? Да будет ли в этом необходимость? Кому в недалёком будущем он скажет свои знаменитые “Я, последний ученик и посвященный философа и бога Диониса, я, учитель вечного возвращения!”?

 

Подтвердится ли закон “дежа–вю”– закон вечного возвращения в отношении него самого через какую– нибудь тысячу лет, к примеру? Или этот “кризис на земле, которого не было” уже пролетел мимо нас, оставив после себя лишь многоголосое эхо?

 

Ясно одно– Ницше впервые высказал такую радикальную правду, от которой некоторым людям становиться “не по себе”. Конечно, радикально настроенные мыслители появлялись и до него, но после него–им уже и делать–то особенно нечего … Или?

 

Задумаемся, почему? Почему предостерегают от него юношество, разжёвывают и перемалывают ему косточки заштатные и крупные философы, вешают его как амулет люди, до сих пор нуждающиеся в “божественной гипотезе”, цитируют частенько люди, конкретно рвущиеся к власти и–почитывают в убийцы одиночных тюремных камерах?

 

И почему иногда так “рецептируют” простые люди из народа: ставят до конца своих дней в дальний угол? Да потому что им требуется толкователь, интерпретатор Ницше …, т.е. опять требуется жрец.

 

Чего хотел и от чего предостерегал, что выставлял напоказ, а в присутствии кого надевал свои маски, с кого наоборот, сдёрнул маски и одеяния, кого впитал в себя ( я называю это “срезанировал”), кто были его враги и друзья, и кому он всё это говорил?

 

И, видимо, важнейшим здесь будет– о чём он умолчал, о чём молчал систематически этот дух? Ведь по собственному его признанию “не всякий мыслитель пишет, чтобы быть понятым...”

 

Задумаемся, о чём это говорил свой дионисийский монолог этот одинокий человек, каково было его одиночество, о чём это говорили они с Луизой Саломе, русской еврейкой и дочерью русского генерала, в течение долгих ночей и не нашли ни тени рассогласования взглядов? После чего Луизе был приписан эпитет самим Ницше: “моя живая философия”.

 

И вот–непраздный вопрос : а был ли Ницше анти– антисемит? Или это была его маска, одна из многих? Видимо, он единственный всерьёз поставил этот вопрос ребром и об это ребро сам напоролся. Не прислушался к самому себе : “Не плюйте против ветра (который на поверку оказался к тому– же тайфуном), господа …”.

 

И показал “имеющим уши” всю предысторию “еврейского вопроса” во всей своей “первозданной красоте” и своей собственной судьбой– всю бесперспективность и обречённость возможных попыток его “решения”.

 

Вспомним, что не только Сократ, по догадке Ницше, но и его знаменитый предтеча Пифагор получил образование у евреев в Египте...

А не было ли сумаcшествие Ницше результатом “осознания” им того факта, что для того, чтобы в одиночку решиться и “сломать динамит христианства=еврейства=иудаизма” от него потребуется стать “атомной бомбой Ницше”, что собственно и произошло?

Конкретнее, не была ли реализация “Воли к власти” в лице жрецов одного народа, той его “ужасной истиной”, после которой не было никакой необходимости работать над завершением основного труда, “Воли к власти”? Когда всё было сказано им уже в “По ту сторону ”, “Генеалогии”, “Сумерках”, “Антихристе”, “Eссе”, и все это вместе–лишь его собственная интерпретация к “Заратустре”.

 

Против лома нет приёма! … Окромя другого лома. /Русская поговорка/.

 

Не показалось тебе что воля к власти избранного народа и его реальная власть и через 3,5 тысячелетия не угасает, а по некоторым оценкам–растёт гиперболически в прямом и переносном смыслах?

 

Для профанов уточняю– в полный рост идёт строительство третьего храма царя Соломона, как известно некоторым избранным.

 

И не является ли его философия, начиная Веселой науки и Заратустры, просто личной местью Луизе и через неё– всему “международному еврейству”? И не Луиза ли приоткрыла ему некоторые глубинные, подземельные “тайны еврейского рода”, после чего сама этого ужаснулась и выдала ему своё окончательное нет?

 

Вероятно, произошло следующее. Разрыв с Лу наметился и определился. Физиологическая болезнь усугубляется. Детей как таковых у Ницше появиться с этих пор не могло. А энергии и энтузиазма для их появления–было более чем достаточно. И он, понимая это, и осознавая эту физиологическую реалию–невозможность “реализации” личностного “вечного возвращения” естественным и проторенным путём– в своих собственных детях, решает : не сдаваться, пишет свою Библию именно для них–невозможных и … страстно желаемых.

 

Происходит небывалая трансформация не могущей быть выплеснутой собственно любовно–эротической энергии в бури и ураганы Ницшеанской мысли.

 

Был ли он сам властолюбив, маниакально - безрассуден и хотел ли сам того или был вынужден носить эту маску?

 

В конце концов, почему он пошёл своим путём, ведь осознание его смертельной опасности было для него самого очевидно? Быть может, вопрос не совсем корректен : ведь в конце концов были, есть и будут люди, идущие в смертельно опасные горы и преодолевающие пороги “мёртвого сплава”, и у них всегда есть выбор– можно обнести пороги, можно отказаться от покорения вершин … Но–эти феномены существуют и расцветают всё шире. Не родственники ли они с Ницше? Не его ли это дети?

 

Одна из множества возможных целей, которые преследуют “рецептирующие Ницше”– уберечь себя, своих детей и прочих близких людей от “таинственного гения”, “философа неприятных истин”, спрятать голову в песок, от самих себя, продолжать пребывать в своём замкнутом коконе и остаться в нём навсегда, уйти прочь от этой правды, этих глубин и этих высот...

 

Насколько вероятны сегодня и в обозримой перспективе те “избранные”, к которым постоянно обращается Ницше? Или рецепция его возможна и была рассчитана на строго ограниченный круг реципиентов, и они уже давно... канули в небытиё?

 

И могут ли являться наши сверх–богатые “новые русские”, которых около 1,0 % населения России теми “избранными”, к которым систематически обращался Ницше? Не думаю. Думаю: категорически–нет.

 

И что если начать (всем нам вместе или каждому поврозь) наконец понимать его на каждом шагу буквально, как фактическое, реальное положение вещей в природе человека? Выше уже упомянуто о наиболее вероятной корреляции (выражаясь околонаучно) такого восприятия Ницше со стороны нынешней официальной власти России. Кто ещё здесь и теперь способен решиться на это? У кого в достатке этого сорта мужества?

 

Приведу ещё парочку “интернетовских” цитат, как некий “интегрированный вариант академической рецепции” Ницше / ~ 2001 г. /. И свой коротенький комментарий на инициативу философов с кафедры

философской антропологии Питербурга: http://www.anthropology.ru/ru/projects/nisem/journal.html

Ницше пытаются приручить, одомашнить — вырвать зубы у дракона. Сделать Ницше «приличным мыслителем». Его пытаются оправдать, отретушировать, придать более приличный вид, — иначе говоря, замять скандал в философии под названием «Ницше»…

Но Ницше — это рок, это динамит, с которым следует обращаться осторожно, а иначе, не просто и руки, и голову оторвет, — убьет, или, как пишет сам Ницше о себе в «Ecce homo»: «Я — динамит», да и вообще философ всегда является как «…странное взрывчатое вещество, перед которым все пребывает в опасности», а в текстах Ницше, по его собственному признанию «чувствуется запах пороха»…

Ницше фигура во многом неприличная, но заставившая весьма многих приличных людей говорить о ней. Он раздражает, злит, он не систематик, — все это напоминает порою просто интеллектуальное хулиганство. Возможно, именно Ницше впервые раскрыл собственным философствованием смертельную опасность, которая всегда сохраняется в акте философского мышления, если хотите, в его поэтике. Ницше — не учитель, — Ницше — провокатор, провокатор интеллектуальный, соблазняющий, втягивающий в жестокую бес-, вне- и бесчеловечную игру. И если принимать его с героической серьезностью, — итог один: увечье или смерть.

Мы не относимся к апологетам ни к одной из приведенных. Для нас Ницше, скорее, непреходящая интеллектуальная провокация, втягивающая нас в опасную и непредсказуемую игру мышления, которая в случае удачи позволит добиться новой «оптики», способной открыть новые тематические горизонты.

Мы приглашаем всех, кто испытывает склонность к такой игре, принять участие в «Ницше-семинаре».

Общий настрой учёной публики–предпоследняя фраза, штатные философы просто конкретно пугают нас, всех индивидуально интерпретирующих пилигримов, заявляя : “не подходите к Ницше в одиночку! Только мы, современные философы не столь наивны, не столь дети и нам известны множество случаев, когда личностная рецепция Ницше приводила, мы утверждаем это, и далее будет приводить к систематическим человеческим личностным катастрофам! Вероятнее всего, что только после нашей “рецепции” он предстанет пред вашими очами в правильном свете”.

 

P.S. А за ними вслед–нынешняя элита власти заявляет, что больше двух не собираться с томиком Ницше на столе–можно заработать неплохой “срок”. Обращаю внимание на синхронное употребление слова провокация к феномену Ницше у штатных философов Питера и в официальной позиции властных структур.

Резюмируя такую позицию, констатирую, что нынешние питербургские философы рецептируют примерно так (в моей интерпретации) :

- Мы не будем принимать его с героической серьёзностью, не пойдем за ним (важно остаться в живых, к тому же нам известен закон: “Тирания, как правило, начиналась с появления третейской примирительной силы, перераставшей затем в диктатуру”).

- Мы осознаем что он не “академик”, он неприличен, но сколько о нем написано, и как много “приличных“ людей говорят о нём, особенно академики!

- Мы его слышим, но мы его не боимся! Мы не будем его приручать, одомашнивать — легче вырвать зубы у дракона!

- Мы знаем, что такая непреходящая интеллектуальная провокация существовала, существует и будет существовать, а мы будем на семинаре философствовать, интерпретировать и размышлять на темы Ницше, около Ницше. И если не вдруг ”в случае удачи” (т.е. когда его ужасающие для “стандартно –выдрессированного–образованного” современного человека пророчества, не только глобальные, которые “уже сбылись”, продолжат сбываться и “его философия” находить подтверждение на каждом шагу, лавинообразно ) победит его философия, то все вокруг будут знать: мы были где-то рядом, мы цитировали его, мы именно так интерпретировали его, мы были …

Но Ницше сам заранее предугадал и ответил на подобные “попытки рецепции”:

— Ученики мои, теперь ухожу я один! Уходите теперь и вы, и тоже одни! Так хочу я.

Поистине, я советую вам: уходите от меня и защищайтесь от Заратустры! А ещё лучше: стыдитесь его! Быть может, он обманул вас.

Человек познания должен не только любить своих врагов, но уметь ненавидеть даже своих друзей.

Плохо отплачивает тот учителю, кто навсегда остаётся только учеником. И почему не хотите вы ощипать венок мой?

Вы уважаете меня; но что будет, если когда-нибудь падёт уважение ваше? Берегитесь, чтобы статуя не убила вас!

Вы говорите, что верите в Заратустру? Но что толку в Заратустре! Вы — верующие в меня; но что толку во всех верующих!

Вы ещё не искали себя, когда нашли меня. Так поступают все верующие; потому-то всякая вера так мало значит.

Теперь я велю вам потерять меня и найти себя; и только когда вы все отречётесь от меня, я вернусь к вам. Фридрих Ницше. «Так говорил Заратустра».

 

Обратим внимание : “Ницше — не учитель, — Ницше — провокатор”... Поглядим, кто является для них “учителем”. Да вот и он! И тоже ищет “правильности”, “комфорта”! Взято с сайта : http://www.nietzsche.ru//look/actual/markov/

Б.В. Марков Ницше в России и на Западе

От Гегеля к Ницше, революционный перелом в мышлении XIX века. Изд-во «Владимир Даль» — СПб, 2002.

“И хотя сегодня повсеместно и особенно в образовании культивируется этика диалога и сотрудничества, все равно предполагается, что тот, кто не признает высказываний учителя, не сможет сдать экзаменов, а стало быть получить хорошо оплачиваемую престижную работу, вообще, если будет упорствовать еще больше, то окончить психбольницей или тюрьмой. ”

Вершина демократии, её апофеоз! Руководитель группы философов III тысячелетия Марков В.Б., организовавших упомянутый выше Ницше–семинар.

 

У меня состоялся заочный разговор с доктором Марковым, о чём там шла речь–можно посмотреть здесь.

 

http://dionilo.narod.ru/Comment.htm

 

Нет нужды повторяться.

 

Jeder stirbt in den Alleinstehenden. ( ~ Каждый умирает в одиночку ). / Немецкая поговорка /.

 

Рамблер находил нам по “Ницше” (сайтов) около:

 

2001-2246; 2002-3300 ; 2003- январь :7336 ; июль : 9023.

 

Экспоненциальный бум рецепции Ницше налицо, как говорят строгие математики …

 

 

 

 

Что есть философия Ницше?

 

— Тот, кто умеет дышать воздухом моих сочинений, знает, что это воздух высот, здоровый воздух. Надо быть созданным для него, иначе рискуешь простудиться. Лёд вблизи, чудовищное одиночество — но как безмятежно покоятся все вещи в свете дня! как легко дышится! сколь многое чувствуешь ниже себя! — Философия, как я её до сих пор понимал и переживал, есть добровольное пребывание среди льдов и горных высот, искание всего странного и загадочного в существовании, всего, что было до сих пор гонимого моралью. Долгий опыт, приобретённый мною в этом странствовании по запретному, научил меня смотреть иначе, чем могло быть желательно, на причины, заставлявшие до сих пор морализировать и создавать идеалы. Мне открылась скрытая история философов, психология их великих имён. — Та степень истины, какую только дух переносит, та степень истины, до которой только и дерзает дух, — вот что всё больше и больше становилось для меня настоящим мерилом ценности. Заблуждение (вера в идеал) не есть слепота, заблуждение есть трусость... Всякое завоевание, всякий шаг вперёд в познании вытекает из мужества, из строгости к себе, из чистоплотности в отношении себя... Я не отвергаю идеалов, я только надеваю в их присутствии перчатки... Nitimur in vetitum ( мы склонны к запретному ) этим знамением некогда победит моя философия, ибо до сих пор основательно запрещалась только истина. Фридрих Ницше «Ecce Homo. Как становятся самим собой».

 

Самая что ни на есть революционная попытка построить всеохватывающую позитивную модель личностных преобразований, сформулировать и сформировать свою философию, установить свою линию, занять свою позицию, своё отношение ко всему феномену с коротким, ёмким названием жизнь.

 

И это–несмотря на полное отрицание им самим потенций революции в “общественном” понимании этого термина и проблемы. Ни для кого–то конкретно, ни для каких–то абстрактных избранных, а в первую очередь для себя самого, и–успешная реализация этого проекта в последних произведениях, “Заратустре”, “По ту сторону”, “К генеалогии”, “Антихрист”, ”Сумерки”, ”Ecce Homo”, подготовка тяжелой артиллерии для своего основного, “академического” сочинения, “Воля к власти” ; приведение своих полков в полную боевую

готовность... К чему? Даже не в пику “К чему Ницше?” господина Маркова В.Б. http://www.nietzsche.ru/look/actual/markov/

 

Траги–поэтика, ворвавшаяся в философию–в этом нет никаких сомнений.

 

Философия Ницше–это его попытка своей жизнью, философской моделью продолжить величественную постройку античного мира, в котором не воцарилось ещё затмение христианства и иудейства, как его первоосновы.

 

Отсутствие желания даже начинать постройку без основания и предварительного сведения счётов с двумя с половиною тысячелетиями “провала”, без разрушения и героической (или всё–таки по–детски наивной, предпринятой в одиночку и предложенной им избранным одиночкам?) попытки испепеления накопленного “хлама”. Революционно? И знакомо... Мы наш, мы новый мир построим …

 

Деление всей философии на до и после Ницше–безусловно.

 

Ницше опасен, опять несвоевременен и притягателен, напряжён и расслаблен, холоден, горяч и хладнокровен одновременно, бодр и злобен, он многолик в единственном числе, как река, берущая начало где–то из верховых болот горного хребта и исповдоль набирающая силы и попутчиков, прорывающая себе путь, она не знает ещё, куда, но встретив по дороге неприступный хребет, безоглядно падает в него безудержными водопадами, оставляя за собой головокружительные каньоны, пороги и шиверы, чтобы иметь в какой–то обозримой перспективе возможность прикоснуться к … вечности или небытию …

 

Уникальная революция в области духа– несомненно.

 

Или же Ницше–вечный ребёнок, произносящий речи, умозаключения, афоризмы, сентенции, частенько достаточно обыгранные, изученные, заученные и очевидные для каждого живущего ( но закопанные навсегда в глубинах подсознания, уже не имеющие возможности выходить наружу, в жизнь ), но масса “созревших” и “перезревших” поэтов, драматургов, мыслителей, вождей, музыкантов, художников и психологов уже не замечает их в этом, соответствующему зрелости, возрасте, а тем более не говорят, издавая на собственную пенсию или гонорары некие “письма далекому другу” (из Маркова, там же), что король– голый.

 

В таком случае решаюсь присвоить следующий эпитет для всего строя Ницшеанской мысли: “философия детства”. Так годиться, господин?

 

Айсберг, напоказ спрятавшийся и готовый покарать забредшего сюда пилигрима.

 

Или это– его вечный поиск, описание, живое, животрепещущее, образа достойного врага, адекватного самому себе по своему потенциалу, и ясное осознание своего неминуемого поражения на завершающем этапе?

 

Впереди, после “Сумерек”, “Антихриста”, “Ecce” у Ницше, казалось бы–чистое небо, подготовка глобального и академического в полном смысле труда (“Воля к власти”) и практически полное отсутствие возможности построить свою собственную личную жизнь в соответствии с внутренней логикой своих собственных мыслительных построений, самим собой подготовленной и тысячами красок расписанной моделью мира, ведь для этого как минимум необходимо было своих врагов низвергнуть. А достигнуто ли это ныне? И кто на это решится?

 

А пожелал бы я сам себе такого друга, образ которого разбросан у Ницше в афоризмах и не только?

 

Или это его собственная неуёмная и нереализованная жажда любви, та же самая, которая, по догадке Ницше, привела Христа к его кресту, требующая властно всего тебя, без остатка, вынуждена была быть всепоглощающей, испепеляющей, и потому–невозможной, заставила его неудержимо на протяжении 15 лет создавать контр–библию из всего своего наследия.

 

Или его судьба - путь, предпринятый в одиночку и предложенный им избранным одиночкам, а по моим догадкам–собственным невозможным детям ( можно понимать и так: нам, “посмертникам Ницше” ), которые смогли бы в какой–то перспективе войти в этот мир? И он писал библию своею кровью именно для них.

 

Не показалась ли тебе его истина именно ужасной? И именно поэтому–наиболее близкой к действительности?

 

Или он–авантюрист высшей пробы, предпринявший грандиозную попытку переосмысления, переваривания человеческого опыта последних 3,5 тысячелетий, от Закона Ману и Моисея, от вакханалий Диониса до Пифагора, от Сократа к Платону, затем в мрак средневековья и к почти современным ему Канту и Шопенгауэру?

 

А что если с нами говорит не сам Ницше, а всегда только его маска или только его тень?

 

Или это–радикализм вечного ребёнка, живущий своей жизнью, не двигающий ни одним мускулом до того, как его собственное “сознание” не сформулирует ответы на все животрепещущие вопросы, которые он искал вместе и совершенно поврозь с остальным человечеством, на которые не могли быть получены ответы ни у богов, ни от собственного отца, ни у греков, ни у римлян … И свои собственные ответы на эти вопросы Ницше решает передать … Кому? Избранным одиночкам, аристократам, власть предержащим или домогающимся её?

 

И кто есть в современном тебе мире “аристократ”? Пафос самого понятия аристократ утерян ныне уже безвозвратно, повсеместно. Вымершие динозавры.

 

Победит ли в общем итоге “его философия” или жизнь последующих поколений на каждом шагу даёт убедительнейшие образцы его окончательной победы? Включая сюда и то обстоятельство, что практически вся система академического философствования после Ницше оказалась накрепко повязана с его именем.

 

Шагнул ли кто–либо из учеников дальше своего учителя, копнул ли кто–либо глубже, воспарил ли хоть кто– нибудь выше? Я такой величины просто не нахожу.

 

Кстати, тебе не показалось, если окунаться в него не по заданию доцента кафедры философии, а случайно так, просто взяв в руки его книгу, как это сделал ты, что Ницше был всего лишь разгадчиком “психологии трагического поэта”?

 

Постановка проблем для самого себя, решение этих проблем и–полный отказ собственной жизнью и судьбой от участия в массовом безумии, называемом по–учёному прогрессе, полный отказ от массовки и стремление двигаться далее самому, в гордом одиночестве, вполне сознательно предпочесть личное безумие безумию толпы?

 

А пожелал бы я сам такой судьбы своему сыну? И решился ли сам Ницше своё видение, свою философию передать как завещание своему сыну ( будь у него это состояние–отцовства–достигнуто )?

 

При всем категорическом негативном отношении ко всякого рода революциям в “общественном” общепринятом понимании–одна сплошная революция в личностном смысле, нацеленном на личном переживании, личном восприятии “бытия”, личном “пережевывании жвачки”, невозможное без интуитивного и страстного собственного поиска своих ответов на все без исключения каверзные вопросы жизни и смерти.

 

И только жизненно–бурный и невопрошающий, ненаказующий, а утверждающий жизнь Дионис нашёл в нём своего “апостола” в 19 веке...

 

Один ряд сплошных восстаний : в морали, в философии, в поэзии, в музыке и–сплошная вереница отрицания себя самого вчерашнего, восстания духа против …, за… Здесь всё достаточно прозрачно.

 

Скала, взметнувшаяся в вечно–безразличное к нам, живущим с пелёнок в скорлупе, небо.

 

Ницше неделим на три периода, как об этом договорились учёные мужи, он един, целостен и – одинок в своём порыве и в своём отрыве, в своём движении.

 

Ницше осознаёшь сразу же, говоря ему по–детски беззаботно да, я тоже это чувствовал, и меня волновали эти загадки и проблемы, и я это интуитивно ощущал, это и мой опыт.

 

Мне самому показалось однажды, что Ф. Ницше всю жизнь искал и нашёл свою Анти-Голгофу.

 

В противовес церкви, всей божественной гипотезе, продолжающемуся и поныне воцарению религиозной власти и светской безвластицы он создал свою анти–библию, цельную и величественную, противоречивую и простую, длительно оставался с этими “скверными мыслями” один на один.

 

Небывалое мужество перед лицом действительно коварнейших и злобных врагов, доведённое до последней степени ясности осознание необратимости собственного поражения в беспримерной, затеянной им самим, схватке и, вопреки этому, торжествующее “Да” жизни, наперекор смерти, стремление увести за собой, поднять самого себя и человека на 6000 футов за собственные волосы (назовём это “синдромом” или “комплексом” Мюнхаузена) на те высоты, где живут, бодрствуют и действуют лишь сильные духом, с полным и окончательным осознанием всего ужаса и кромешной и величественной трагедии существования типа человек.

 

Осознавал ли обречённость в решении поставленной самим собой сверхзадачи и не явилось ли это “осознание” главной причиной окончательной личной трагедии?

 

Не явилась ли его “философия” просто–восстанием, бунтом одного из миллионов живущих, кому систематически навязывались гипотезы извне в юные годы, и кто решился и обрёл силу, волю и безумие все их пропустить сквозь, через себя и оставить всё это позади себя? Excuse me: Это уже “невольная” цитата из Ницше.

 

И не было ли это восстание “просто” бунтом человека, имеющего нестандартный, нацеленный не против собственного отца, а против всей власти и лжи жреческой касты с древнейших времен, ( не забываем, что сам он–из семьи священника ) лжи последних двух тысячелетий и господства морали рабов, “эдипов комплекс”, “опознанный” позднее неблагодарными учениками?

 

Или Ницше–просто систематически мстящий своему собственному одиночеству и осознающий его неотвратимость дух?

 

Имеет ли будущее и возможны ли перспективы развития высказанных мыслителем идей, или же жизнь уже подтвердила и подтверждает на каждом шагу все его догадки и разбивая ученые теории философствующих после Ницше и вне “Ницше” в прах?

 

Какова конечная цель изолганости интерпретаций и всего наследия Ницше, многочисленных без (?) успешных попыток “вырвать зубы у дракона” ?

 

У кого хватило духа заговорить с ним, а не интерпретировать и не противоречить? Кто ещё посмел заглянуть в эту бездну?

 

Неуправляемая ядерная цепная реакция в области духа - однозначно.

 

Ницше “познаёшь” – постоянно к нему возвращаясь, в полном соответствии с законом “дежа–вю”, находя потаённые нити, связывающие его наблюдения или мысли из “По ту сторону” и “Рождения трагедии”, ”Антихриста” и “Человеческого ”... и–благословляя свою собственную грядущую ночь и будущую зарю как единственную и последнюю отпущенную тебе невероятность.

 

Или всё–таки это мина замедленного действия, которая когда–то опять взорвётся? Или это уже давно свершилось?

 

Одна сплошная вереница вопросов и загадок, стоящих для познающего не по нужде внешней : сдать очередной зачёт, подготовить доклад для студентов, защитить диссертацию … ( то, что называют коротко в быту и в науке : “куда ветер, туда дым”, ведь этого вполне достаточно для основной массы людей, для того, чтобы просто оставаться “на плаву”) за гранью дозволенного, жизненно необходимого и чистой совестью навязчиво требуемого …

 

Ницше–это взгляд, который стал возможен именно на каждом шагу вопреки, но никак не благодаря.

 

Или ключ к разгадке феномена Ницше может быть “нащупан” у истоков отрицающих его влияние “учеников”: мне показалось однажды, что Фрейд ( и не он один ) впервые увидел в первоначальном виде свой “эдипов комплекс” (как и всю массу других “своих” наблюдений) в окончательном виде лишь после “окунания в наследие Ницше” и внимательного ознакомления с его биографией.

 

Вот маленькая толика официальных эпитетов, которыми был посмертно “награжден” Ницше: “Ницше–это просто сумасшествие”, “таинственный гений европейской культуры”, “властитель дум 20 века”, “философ неприятных истин”, “скандал Ницше”...

 

Так что же есть “философия Ницше”?

 

И какое отношение она имеет ко мне лично?

 

Других вопросов для меня уже просто не существует. После моей встречи с Ницше у меня отсутствуют всякие “философские” и “бытовые” вопросы и загадки, проблем же - вообще нет.

 

Повторюсь, я его принял. Он–мой званый гость. Чтобы ныне невероятным и невозможным читателям было понятнее, кто есть я. “Ху ис ху”, как говорят … французы. Шутка. J.

 

Во второй и третьей частях моего сочинения расставленные в первой части ответы на эти вопросы попытаюсь прокомментировать я, любитель ночной тишины и утренних зорь, которые ещё не светили, я - “севший на корабль”, я - “посмертник Ницше”.

P.S. Продолжения не будет. НЕ СКАЗАННОЕ им и останется.

© Смольянинов А. Е.
Завершение : 25 Августа 2003 г.