Освальд Шпенглер и Закат Европы

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Я. Букшпан.

ИМЕНОСЛОВ

Бл. Августин

д’Аламбер

Анджелико

Аполлон

Аристотель

Байрон

Бах

Беатриче

Бенсон Р.Х.

Бентам

Бергсон

Бердяев

Бетховен

Бисмарк

Блуа

Бодлер

Боттичелли

Бруно

Букшпан

Вагнер Р.

Ватто

Вейнингер

Веласкес

Верлен

Веронезе

Версилов

Вико

Виндельбанд

да Винчи Леонардо

Гальс

Гамлет

Гаусс

Геббель

Гегель

Гелиос

Гендель

Гераклит

Гердер

Герцен

Гессе Герман

Гете

Глюк

Гоббс

Гогарт

Гретхен

Грюневальд

Гюисманс

Гюйо

Данилевский Н.

Данте

Дарвин

Декарт

Делакруа

Джорджоне

Джотто

Дильтей

Диоклетиан

Дионис

Достоевский

Дроем

Дюринг

Евклид

Заратустра

Зиммель

Ибсен

д’Ингирами

Кайзерлинг

Кант

Карнеджи

Каролинги

Карсавин Л.П.

Киреевский

Кон

Конфуций

Коперник

Корелли

Креонт

Кузанский Николай

Куперен

Лагранж

Лев Х

Лейбниц

Ленотр

Леонтьев

де Лиль-Адан

Лоррен

Лютер

Люцифер

Маймонид

Манн Генрих

Маркс

де Местр Жозеф

Мефистофель

Микеланджело

Морганы

Моцарт

Ницше

Нора

Ньютон

д’Оревильи

Парсифаль

Паскаль

Перикл

Петр [I]

Петрарка

Пигасов

Пикассо

Пифагор

Платон

Полигнот

Поликлет

Прудон

Птолемей

Пуссен

Пушкин

Рамзес II

Ратенау Вальтер

Рафаэль

Рембрандт

Риккерт

Родс

Рубинштейн

Рудин

Руссо

Рюисдаль

Рюккерт

де Савиньи

Сезанн

Селена

Сен-Симон

Сименсы

Скарлатти

Скопас

Сократ

Соловьев Вл.

Софокл

Спенсер

Стамиц

Степун

Стриндберг

Тартини

Тик

Тициан

Толстой Лев

Тристан

Тургенев

Фауст

Фейербах

Ферма

Фидий

Фихте

Франк

Св. Франциск Ассизский

Фридрих Вильгельм Великий

Христос

Цезарь

Чаадаев

Чемберлен

Честертон

Шекспир

Шеллер Макс

Шеллинг

Шиллер

Шлегели

Шлейден

Шопенгауэр

Шоу Бернард

Шпенглер Освальд

Штейн Л.

Эвальд

Эдип

Эйкен

Эйлер

Эриугена Скот

Эрнст Поль

Эсхил

Юпитер Латиарский и Юпитер Феретрийский

Юстиниан

Примечания

1 Степун Ф.А., Франк С.Л., Бердяев Н.А., Букшпан Я.М. Освальд Шпенглер и Закат Европы. – М.: Книгоиздательство “Берег”, 1922, 95 с. Сборник отпечатан тиражом 10.000 экз. 20-й Государственной типографией.

2 Например, С.А.Федюкин ставит сборник в один ряд с работами, являвшимеся “своего рода программными документами антидемократического мировоззрения”. “Октябрьскую революцию, выдвижение на первый план истории трудящихся масс авторы сборника связывали с полным господством хаоса и развала, с упадком и гибелью цивилизации. Буржуазные идеологи не скрывали своего скептического отношения к социализму”, – пишет Федюкин (Федюкин С.А. Великий Октябрь и интеллигенция. Из истории вовлечения старой интеллигенции в строительство социализма. – М.: Наука, 1972, с. 250, 289).

3 В.И.Ленин. ПСС. Т. 54. С. 198.

4 Там же.

1 “Закат Европы” (нем.). (О.В.)

* Oswald Spengler – Der Untergang des Abendlandes. Erster Band. Gestalt und Wirklichkeit, 23-32 Aufl. Oskar Beck. Mьnchen. 1920. S. 615. (Освальд Шпенглер – Закат Европы. Первый том. Форма и действительность. 23-32 изд. Оскар Бек. Мюнхен. 1920. С. 615, О.В.)

2 “Пруссачество и Социализм” (нем.). (О.В.)

** Oswald Spengler – Preussentum und Sozialismus, 21-33 Tausend. 1920. Oskar Beck. Mьnchen. S. 100. (Освальд Шпенглер – Пруссачество и Социализм, 21-33 тысячи. 1920. Оскар Бек. Мюнхен. С. 100, О.В.)

3 Трио (нем.). (О.В.)

4 Портрет кардинала Томмазо (Федра) Ингирами, выдающегося мастера в написании писем и библиотечного дела у Папы Льва Х. Дерево, масло, 91х61 см, галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция, 1512-14 (1515-16) гг. (О.В.)

5 Т. е. античности. (О.В.)

6 “Точка обзора” (фр.). (О.В.)

7 Упадка (фр.). (О.В.)

8 “В начале было дело” (нем.). (О.В.)

9 Заранее (фр.). (О.В.)

* См. статью Макса Шеллера “Versuche einer Philosophie des Lebens” (“Опыт одной философии жизни”, О.В.) во втором томе его сборника статей под заглавием “Von Umsturz der Werte” (“О подмене понятий”, О.В.), 1919. М. Шеллер, кстати сказать – мыслитель менее блестящий, чем Шпенглер, но гораздо более глубокий и плодотворный.

10 “Все торопящееся, все борющееся есть вечный покой в Господе Боге” (нем.). (О.В.)

* Считаем нужным указать, что в этом понимании мы сходимся с одним из самых выдающихся русских историков западной культуры – с Л. П. Карсавиным.

11 “Новая жизнь” (итал.). (О.В.)

12 Болото тянется вдоль гор, // Губя работы наши вчуже. // Но, чтоб очистить весь простор, // Я воду отведу из лужи. // Мильоны я стяну сюда // На девственную землю нашу. // Я жизнь их не обезопашу, // Но благодатностью труда // И вольной волею украшу. (“Фауст”, часть вторая, акт пятый. Перевод с нем. Б.Пастернака, О.В.)

13 Все быстротечное – // Символ, сравненье. // Цель бесконечная // Здесь – в достиженье. // Здесь – заповеданность // Истины всей. // Вечная женственность // Тянет нас к ней. (“Фауст”, часть вторая, акт пятый. Перевод с нем. Б.Пастернака, О.В.)

14 “Закат Европы” (нем.). (О.В.)

15 “Начала девятнадцатого века” (нем.). (О.В.)

16 Любовь к року (лат.). (О.В.)

17 Выскочка (фр.). (О.В.)

18 “Русскость и будущность” (нем.). Во второй том не вошло главы с таким названием. Однако, русская проблематика отражена в главах третьей (I, Русизм), (III, Предкультура: франки, русские) и пятой (I, Угасание денежного мышления: Диоклетиан, экономическое мышление русских). (О.В.)

19 Все, что есть, есть также становившееся (нем.). (О.В.)

20 Быть значит постичь (лат.). (О.В.)

21 “Отчеканенная форма, развивается сама по себе” (нем.). (О.В.)

22 “Пессимизм” (нем.). (О.В.)

* Его таблицы, приложенные к книге, весьма произвольны, мало обозримы и кажутся бесполезными.

23 Сильное пение (лат.). (О.В.)

24 Часть текста утрачена из-за опечатки первого издания. (О.В.)

** “Preussentum und Sozialismus”.

*** “Preussentum und Sozialismus”.

* В противоположность Шпенглеру Г е р м а н Г е с с е в книге “Blick ins Chaos” (“Взгляд в хаос”, О.В.) совсем не склонен видеть значительную духовную пищу в русской культуре. Русская душа в изображении Достоевского, по мнению этого писателя, есть своего рода “психологический хаос”, где “Бог незаметно переходит в дьявола”, и Гессе видит в этом как бы символическое указание на грядущий распад европейской культуры, ибо культура знаменует всегда “определенное согласие на счет дозволенного и недозволенного”, она есть всегда строго очерченная иерархия моральных ценностей, – сумерки же культуры, которые предвещает ныне человек Достоевского, ставший духовным властителем также в Западной Европе, означают, что исконно-эгоистические инстинкты человеческой души, сами по себе бессмертные и лишь временно подавляемые моральными нормами, как бы освободились от своего ига и подняли знамя восстания против сдерживавшего их раньше культурного идеала. Достоевщина, – доказывает Гессе, есть явление упадка, и, поскольку она заслонила в Европе влияние Гессе, – постольку она свидетельствует о кризисе европейской культуры.

25 “Крушение немецкого идеализма” (нем.). (О.В.)

26 “Путевые записки одного философа” (нем.). (О.В.)

* “Свобода – это любовь к жизни, включая в нее и смерть. Свобода это вакхический танец разума. Свобода – это абсолютный человек”. (Генрих Манн, “Macht und Mensch” (“Власть и человек”, О.В.).)

** Этим удачным термином R. H. Benson, автор замечательного романа “King of the world” (“Властелин мира”, О.В.), называет все антропоцентрические направления духовной жизни.

* Ср. Шпенглера: “человечество не имеет цели, в целесообразности смысл мировой игры”.

** “Preussentum und Sozialismus”.

Страницы: 1 2 3 4 5 6