Разумные идеи философского учения Ницше «нигилизм»

Доклад на Ницше-семинаре 2021

 

Григорий Веков

 

Всем известна трактовка философии Ницше в многочисленных учебниках по философии, которая определяется как «философия жизни», а в некоторых, наиболее примитивных учебниках, как «иррационализм», то есть как мысль, существующая за пределами разумного понимания мира. Однако очевидно, что эти учебники написаны для массового сознания человека, которое, как известно, отношения к разуму никакого не имеет. Какой же смысл находит разумный человек в философском учении «нигилизм» у Ницше? Разумное, по существу, всегда имеет отношение к какой-то метафизической мере, которая является основой любой рациональной философии. Поскольку Ницше был частью великой школы немецкой рациональной мысли, мы должны, безусловно, искать разумное содержание и в его учении. Главная идея любого философского учения всегда содержится в самом его названии. Так, понятие «нигилизм», с точки зрения метафизики рациональной мысли, является пониманием того, что существует метафизическая мера «ноль». Очевидно, что в философии Ницше эта метафизическая мера возникает не на пустом месте. Мы знаем, что в диалектическом методе рационального перехода понятий в философии Гегеле понятие «ничто» является фундаментальным. В этом смысле, мы утверждаем, что философия Ницше развивает именно это основополагающе понятие диалектики рационального мышления в принципиально новом историческом контексте мысли. Для понимания этого новейшего контекста понятия «ничто», получающее основополагающий смысл в его философском учении, мы должны обратиться к исторической эпохе, в которой он жил.

Как мы утверждаем, историческая эпоха Ницше была последним опытом существования рациональных коммуникаций западноевропейской цивилизации, когда разумный человек еще доминировал в ее политической модели, что, конечно, нельзя сказать о нашем времени. А поскольку Ницше был не только частью этих рациональных коммуникаций, но и идеологом новейших идей развития мировой цивилизации, он необходимым образом работал с той мерой понимания метафизики, которая отображала дух того времени в западноевропейском мире. И мера духа той исторической эпохи была им найдена, которая получила метафизическую оценку – «ноль». Тот, кто знаком с математической теорией чисел, знает, что ноль – это наименьшее рациональное число, то есть наименьшая рациональная мера мира, в котором почти ничего нет. Но мир, в котором ничего нет, за исключением самой идеи мира, в историческом смысле, есть эпоха Темных Веков, в которой разум почти исчезает, как это утверждал еще Гегель. Что же значит, это «почти»? Ницше необходимо было найти эту минимальную меру разума, и он ее нашел, когда отождествил эту меру «ноль» с сознанием импульса воли к власти, то есть с энергией высшей психики человека, или, по существу, нашел предпосылку для возникновения рациональной психологии в тот исторический момент, когда ее основания в представлении рушатся, а основания эти, как известно, в западноевропейской школе мысли существовали в опоре на научный метод. Таким образом, мы находим причину, по которой в современной истории философии философия Ницше не рассматривается как разумное понимание мира. Эта причина состоит в том, что Ницше отбрасывает опору на научный метод и обращается в понимании мира к его художественному сознанию целого. Он утверждает, что разумный мир можно познать только как художественный феномен, который к тому же содержит в себе метафизический моральный принцип, оцениваемый по отношению к известным представлениям о морали у Ницше, как «аморализм», то есть движение в максимальном риске воли к власти за пределами известных представлений о мире. И здесь, следует заметить, что Ницше действует как великий философ, который понимает, что научный метод – это всего лишь средство в познании метафизики мира. И если это средство работает на определенном историческом этапе существования мировой цивилизации, то в эпоху расовой катастрофы, или тектонических сдвигов представлений о мире, когда в ней следы разумного человека исчезают, необходимы кардинально новые методы познания его метафизики.

Всем известны негативные высказывания Ницше о разуме и классической метафизики. Но нельзя подобные высказывания воспринимать вне содержания его философского учения, которое целиком и полностью проистекает из противоречивости понимания рациональной метафизики меры ноль. Так мы можем вспомнить мысль Ф. Аквинского о том, что «если разум мешает вере в Бога, то его необходимо скармливать псам». Встает вопрос: обладал ли Ф. Аквинский разумом? Мы утверждаем, что, не только обладал, но и был великим рационалистом своей исторической эпохи, когда шла длительная и напряженная работа в подготовке формирования начал науки Нового Времени. Но в свое историческое время он работал с выработкой основ рациональной психологии человека, когда она медленно отделялась от варварских инстинктов человека Темных Веков. То, что он занимал рациональную позицию в свое историческое время, доказала история, поскольку чисто философская идея научного метода у Декарта возникла на фундаментальной базе западноевропейской схоластики в кардинально переосмысленной идеи Бога в научной метафизике. Таким образом, явно противоречивое суждение Ф. Аквинского доказало свою истинность через несколько веков. Аналогичным образом, мы должны понимать и отношение к метафизике и разуму в философии Ницше.

Нельзя полагать, что Ницше высказывал свои суждения произвольным образом. Так, нам сообщается в различных учебниках по философии, что у Ницше имеют место быть только многочисленные противоречия высказываний, где логика отсутствует. Мы же говорим об обратном. У Ницше присутствует не просто логика, но и логика в ее новейшем содержании философского познания мира, которое берет свое начало в диалектическом методе рационализма Гегеля. Простейшая формула диалектического рационального мышления Гегеля гласит: «Противоречие есть критерий истины, отсутствие противоречия — критерий заблуждения». Здесь речь идет о том, что новейшая логика метафизического мира должна быть описана в суждениях, которое удерживают в себе истинное и ложное как две противоположные оценки и которые не могут сводится к конечной истинности представлений одной из оценок. Но научный метод, как известно, базирующийся на логике Аристотеля, требует обратного, то есть отсутствия противоречивости суждения именно в логике научного мышления. Именно поэтому Ницше так усиленно стремился восстановить в своих правах ложное, что вне противоречия – мышление теряет связь с разумом, становясь чистой абстракций рассудка, то есть переходит на кардинально более низкую ступень познания, хотя и сохраняет связь с научным пониманием мира. Более того, в своей образной системе новейшего понимания классических уровней познания мира, с объективной позиции разума следует, что «человеческое» – это логика непротиворечивого восприятия мифологических представлений о мире, которые не относятся к высшим ценностям, и, как следствие, не относятся к новейшим идеям развития мировой цивилизации, а «сверхчеловеческое» – это логика непосредственного разума в ее авангардных идеях.

Но есть уже и заметные следы в современной фундаментальной науке, доказывающие идеи Ницше в наше историческое время. Мы имеем здесь в виду математическую теорию фракталов. Так, фрактал – это минимальная структура упорядоченного хаоса в понимании процессов природы и мироздания. Для нас, появление теории фракталов важно с той точки зрения, что  существование максимально сложных математических теорий, а также мощнейших вычислительных систем современных компьютеров, демонстрирует лишь абстрактные возможности человеческого рассудка, в которых разумное лишь отдаленно отсвечивается в процессе упорядочивания этого хаоса материи в определенные художественные образы фрактального целого. События мировой истории протекают не линейно, как это представляется в монотеистических религиях и в ложном отождествлении развития научно-технического прогресса и мировой цивилизации, а во фрактальной системе исторических координат. Как известно, Шпенглер предпринял эту попытку проанализировать события мировой истории с точки зрения фрактальной системы координат, где модели исторических цивилизаций обладают фрактальным подобием. Суть этого фрактального подобия выражается в том, что все модели мировых цивилизаций проходят одинаковые периоды развития: варварства, Темных Веков, Средневековья, Возрождения, Нового Времени, наконец, период упадка и исчезновения в процессах псевдоцивилизации. Мы лишь добавим, что в момент перехода цивилизации в стадию псевдоцивилизации, происходит процесс расовой катастрофы, то есть утрата политических позиций разумного человека. Он характеризуется распадом рациональной психологии и необходимостью ее восстановления с той рациональной меры «ноль», с позиции которой рассуждал Ницше. Можно сказать, что мировая история здесь подобна топологическому «дереву» мировой культуры, «зацветающему» множеством «листьев» фрактальных рисунков подобия процессов развития мировой цивилизации. Причем, если «человеческие» ценности мировой культуры не несут в себе опасности, поскольку являются уже обжитыми идеями развития мировой цивилизации, переходя постепенно в область мифологических представлений, то идеи развития мировой цивилизации всегда дискретно-фрактальны, то есть требуют периодической переоценки ценностей во всех представлениях человека о мире, а потому очень болезненны для его психики. Идея же «переоценки ценностей» у Ницше вполне понятна, поскольку требует преодоления всего многообразия мифологических представлений о мире, которые не дают возможности развитию новейших рациональных идей мировой цивилизации.

Таким образом, если учесть, что разумная история развития западноевропейской модели мировой цивилизации заканчивается после событий Второй Мировой Войны, то мы должны понять, что современная мировая история вступает в эпоху новых Темных Веков, где рациональная мера «ноль», как начальная рациональная мера всей метафизической полноты мира, приобретает исключительно важное значение. Фактически, здесь заявляются новейшие позиции субъективного разума, когда декартовское «Я» необходимым образом отбрасывается, как мера, переходящая в область мифологии мировой культуры, а воля к власти высших процессов человеческой психики, требующих формирования основ новейших позиций рационального мышления, заявляется в качестве объективной исторической необходимости развития мировой цивилизации.

 

сентябрь 2021