Как преподается Ницше?

 

Ольга Саввина

 

Прежде чем перейти к вопросу «как преподаётся Ницше?» нужно, прежде всего, уяснить: а где и кому преподаётся философия Ницше? Когда, пару лет назад, мне довелось преподавать курс философии в техническом ВУЗе, программа исключала не только произведения Ницше, но и всю философию жизни. Вот так, одним прыжком от немецкой классической философии к Марксу. За полгода юным инженерам нужно ознакомиться со всей историей философии, так как стандартная программа по курсу «философия» для непрофильных факультетов укладывается в один семестр. Любопытно, что некоторые студенты были знакомы с философией Ницше понаслышке, в основном это имя ассоциировалось у них со сверхчеловеком, фашизмом и загадочной волей к власти. Всё это в совокупности манило и вызывало интерес. Тут бы и объяснить молодым людям и о генеалогии морали, и об одиночестве сверхчеловека, и о роли Ницше в истории философии, его трагической судьбе, и… Но увы, программа! А ведь Ницше любим многими преподавателями именно ввиду острого интереса студентов к его творчеству. У Ницше есть огромное преимущество по сравнению с Гегелем и Кантом, Платоном и Аристотелем: ясная и понятная манера изложения, его тексты в изобилии сдобрены эмоциями, иронией, сарказмом, его философия вращается вокруг источника жизни и сбрасывает все условности, которыми изрядно обросло наше существование в обществе. Что же может быть ближе молодости, нашим студентам, как ни философия Ницше? Когда на лекции начинаешь говорить о сочинениях Ницше и месте этого философа в истории мысли Западной Европы, глаза студентов загораются, а после лекции, как правило, один-два человека подходят с расспросами о том, что ещё можно почитать о Ницше, правда ли, что это был любимый философ Гитлера и так далее. Ни один другой мыслитель так не популярен среди студентов непрофильных факультетов. Тем не менее, ряд учебников по философии отражают именно такую, урезанную программу по философии и главы о Ницше там просто нет. Обычно подобные учебники содержат характеристику всей философии жизни, а Ницше упоминается как типичный представитель. Примером такого учебника может служить: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. Изд-во Проспект, 2003. — 608 с.

В ряде университетов, чья программа по философии занимает два семестра, уже появляется отдельная тема: философия жизни, и Фридрих Ницше занимает в ней весомое место. В учебниках обычно даётся характеристика философии жизни, которая представляется бунтом против «засилья» научного разума и панлогизма в философии, описываются основные представители этого течения. Вслед за Шопенгауэром идёт глава, посвящённая Ницше. Как правило, подчёркивается иррациональная составляющая его философии, говорится о восприятии реальности философом как органического мира, где борьба единичных воль является основным мотивом всякой деятельности. Философия Ницше разделяется на два этапа: ранний и поздний Ницше. Первый – период увлечения философией Шопенгауэра, музыкой Вагнера. Книга, отражающая мировоззрение раннего Ницше  - «Рождение трагедии из духа музыки». Второй этап – собственно «ницшеанский», в котором раскрываются основные понятия философии Ницше: воля к власти, сверхчеловек, вечное возвращение; разоблачается христианская мораль и само происхождение моральных норм, проистекающее из далеко ненравственных мотивов. Акцент в основном делается на критику европейской культуры и современной Ницше морали. Содержание раздела или главы, посвящённой философу, в основном опирается на следующие произведения: уже упомянутое «Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм», «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого», «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего», «К генеалогии морали». Хорошие учебники для годовой программы – Философия. Учебник. – Под общей редакцией Г.В. Андрейченко, В.Д. Грачева, - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. – 245 с.; а также Лешкевич Т.Г.Философия: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2000.— 240 с. В последнем учебнике много внимания в рассмотрении сочинений Ницше уделяется философской антропологии, месту человека в мире. Помимо ставшей уже традиционной цитаты «человек – это животное, способное обещать» освещается неприятие Ницше нормативности и разума как основополагающей составляющей человеческого существа, подчёркивается влияние философа на культуру и философию постмодерна.

Главы о Ницше в учебниках обычно занимают от трёх до пяти страниц, максимум – десять. Но это не беда, студенты часто не против почитать тексты Ницше, особенно это касается «К генеалогии морали», «По ту сторону добра и зла». Многие с удовольствием читают «Философия Ницше. Критический очерк» Трубецкого Е.Н., тем более его легко найти в Интернете, как и сами сочинения Ницше.

В подобных курсах, рассчитанных на два семестра, философия Ницше упоминается при рассмотрении основных направлений в истории философии: сциентизм и антисциентизм, рационализм и иррационализм. При этом о влиянии философа на последующую философию и общественные и политические течения почти не говориться, по традиции упоминается, что Ницше осмелился посягнуть на основания европейской нравственности и культуры, оспорить приоритет рационального начала в человеке. Всё вышеперечисленное, несомненно, было ново и дерзко во второй половине ХIХ века, но это далеко не всё. Влияние философии Ницше на русскую интеллигенцию и, в особенности, на нигилистов, заимствование и использование идей Ницше немецкими национал-социалистами, да и сам тезис о вкладе Ницше в эволюционистскую этику не раскрывается: на это просто нет времени. Очень любопытен вопрос о влиянии Ницше на русскую мысль и общественные течения в России второй половины ХIХ – начала ХХ века, и его можно затронуть при знакомстве с русской философией. Для этих целей идеальны хрестоматии и антологии, например: Интеллигенция – Власть – Народ. Русские источники современной социальной философии. – М.: ИФ РАН, 1992. У Н.А. Бердяева есть интересный очерк: «Бунт и покорность в философии масс», в котором рассматривается восприятие идей Ницше в кругах русской интеллигенции и социал-демократического движения. Правда, в своём сочинении Бердяев рассказывает об упрощении идей Ницше и их примитивизации. Эта критика русского прочтения и понимания немецкого философа актуальна и для сегодняшнего дня, поэтому современным студентам также будет полезно прочитать этот очерк как их коллегам почти сто лет назад.

Пару слов стоит сказать о подводных камнях, которые ожидают преподавателя в работе с изложением идей Ницше. Это, в первую очередь, онегинский пафос, приписываемый философу, которого у него не было: смерть бога и относительность морали не были для Ницше радостным открытием, - это его личная трагедия и опасность для общества, всей европейской культуры. Важно правильно раскрыть образ сверхчеловека, не идеализировать его, ведь этот образ, по сути, пуст, у него нет точки опоры, направления действия. Символом сверхчеловека является разразившийся звериным рыком Заратустра, ибо лучшего применения своих сил ему сложно придумать. Философия Ницше во многом противоречива, и только опытный преподаватель может проиллюстрировать это студентам. В «К генеалогии морали», например, Ницше часто смеётся и издевается над аскетическим идеалом, но, тем не менее, автор питает к нему искреннее уважение, поскольку аскетический идеал не лжёт, как это делает ressentiment. И таких моментов в философии Ницше не мало.

И последний вариант преподавания философии Ницше – это преподавание на профильном факультете - философском. Здесь очень много вариантов: от курса по истории философии, философской антропологии и этики до специальных курсов, посвящённых философии жизни и философии Ницше в частности. Мне хотелось бы остановиться на курсах по этике, ведь именно в области морали Ницше совершает переворот, как Кант в гносеологии. В большинстве случаев философию Ницше пытаются втиснуть в тесные рамки эволюционистской этики, но, как говорилось выше, Ницше часто противоречив. Если этику Петра Кропоткина или Герберта Спенсера можно довольно легко «классифицировать», то относить Ницше только к эволюционистам опрометчиво. При хорошем отношении к личности самого Христа он нарекает христианскую мораль рабской, но в тоже время торжествующей, и, несмотря на победу рабской морали, Ницше предполагает или даже пророчит её свержение по причине того, что она лжива. Истина, как говорил сам философ, осталась единственной ценностью, от которой он не может отречься и которую не может подвергнуть анализу, как он это легко проделывал с понятиями «добра» и «зла». Интересной с точки зрения всестороннего рассмотрения изысканий Ницше в области морали представляется программа общего курса «Этика» Р.Г. Апресяна. В ней философия Ницше классифицируется как эволюционистская и социально-договорная теория происхождения морали, при этом описаны нюансы и сложности подобной классификации.

Что же касается остальных курсов, то какого бы разнообразия они не достигали, все они опираются на оригинальные тексты Ницше, ведь студентам – философам грешно читать учебники при подготовке к семинарам. Некоторые смежные философские дисциплины также рассматривают философию Ницше. Иногда курсы по социальной философии также включают Ницше в программу, хорошим пособием подобного рода является «Введение в социальную философию» Г.Х. Момджяна, - М.: Высшая школа, 1997.

Это, пожалуй, основные моменты, общие для всех ВУЗов, в которых преподаётся философия Ницше. Конечно же, существует уйма нюансов, традиций и взглядов, свойственных разным университетам и разным преподавателям, но их я вынуждена оставить без рассмотрения, поскольку невозможно объять необъятное. Напоследок расскажу об интересном эксперименте на наших семинарах по философской антропологии, когда я была студенткой четвёртого курса. Из группы выбирались студенты, нарекаемые именами философов, будь то Ницше или Бентам, Гераклит или Демокрит. Им предстояло спорить на определённую тему или выяснять тот или иной вопрос, вроде «Что есть человек? Что им движет?» с позиции философа, роль которого они на себя взяли. Поначалу неловкие и угловатые фразы, перебиваемые междометиями и звуками э-э-э, превращались в ожесточённые споры и словесные баталии, группа делилась на сторонников того или иного философа, помогая ему аргументами. Я думаю, это очень хороший способ почувствовать себя в «шкуре Ницше» и заслуживающий распространения метод преподавания философии.