Фридрих Ницше Философия в трагическую эпоху греков

Страницы: 1 2 3

КОММЕНТАРИИ

 

Черновые заметки Н. о досократической философии относятся к лету 1872 г. Чистовой вариант текста (см. тетрадь U I 8, далее – DmN), под заголовком Философия в трагическую эпоху греков (= ФТЭ), Н. привозит с собой в Байройт в апреле 1873 г. В начале 1874 года Н. передает тетрадь с текстом своему ученику Адольфу Баумгартнеру, чтобы тот сделал с нее копию. Исправления Н., сделанные им на экземпляре Баумгартнера (D 9, далее – DmB), относятся только к начальным страницам. Эти корректуры были учтены в немецком издании, взявшем за основу текст из тетради U I 8 (в том, что касается орфографии, пунктуации и деления на параграфы). При этом издатели сознательно не принимали во внимание позднейшие исправления, сделанные Генрихом Кёзелицем.

Тексту предпосланы два предисловия: одно из них написано рукой Н., а другое – рукой его матери. Оба предисловия включены в издание ФТЭ.

Оригинал рукописи: U I 8, 3–104 (см. также корректуры Н. в D 9). Текст включен в GAK (X, 1–89) и GA (X, 5–92). Планы и наброски к ФТЭ: ПСС 7, 19 [89. 188. 189. 190. 214. 315. 316. 325]; 21 [5. 6. 9. 11. 13. 14. 15. 16. 19]; 23 [1. 2. 3. 5. 6. 8. 12. 14–41]; 26 [1. 8. 9].

Первое предисловие: одна страница в D 9, написанная рукой Н.

Второе предисловие: одна страница в D 9, написанная рукой матери Н. (вероятно, надиктована в Базеле, зимой 1875/76 гг., когда она навещала Н.).

1.  из пещеры Трофония. – Ср. УЗ, Предисловие 1.

2.  отнять … Гераклита. – От сочинения Гераклита «О природе» сохранились лишь небольшие фрагменты, процитированные (а чаще всего пересказанные) в работах более поздних авторов.

дивную поэму Эмпедокла. – Имеется в виду поэма «О природе», составлявшая примерно 2000 стихов (до нас дошло лишь 340).

сочинения Демокрита. – Из примерно 70 работ философа до наших дней не дошло ни одной. Сохранившиеся фрагменты Демокрита представляют собой выдержки из трудов позднейших авторов, упоминавших о нем.

несчастьях … Эриугены. – Монументальный труд ирландского философа Иоганна Скота Эриугены (810–877) «О разделении природы», возродивший неоплатоновскую философскую традицию, был осужден Церковью и обрел известность в Европе лишь в 17 в. (не в последнюю очередь благодаря его рецепции у Спинозы).

«С подлостью … ни клеветала б». – См. Гёте, Западно-восточный диван, Книга недовольства, стихотворение «Душевный покой странника». Пер. В.В. Левика.

«Разве недостаточно … чечевицу». – См. Johann Georg Ha mann, Schriften und Briefe. Zu leichterem Verständniss im Zusammenhange seines Lebens erläutert und herausgegeben von Moritz Petri. Bd. 1. Hannover: Meyer, 1872, 346. Иоганн Георг Гаман (1730–1788) – немецкий философ, идеолог движения «Буря и натиск».

Скорее всего … из своего государства. – См. ПВИ 5.

Платон … государства. – См. Государство, X, 605 b–c.

3.  «все – едино». – Продолжение в Vs: В этом тезисе одновременно выражено множество других, обнаруживающих философское глубокомыслие больше, чем идея о воде: последняя в сущности представляет из себя выраженное в естественнонаучной манере мета физическое допущение, сделанное в форме гипотезы. Фалес подразумевает, что есть лишь одна истина, одно истинное качество, – вода или (как он, по всей видимости, полагает) влажное вещество.

он решается … крыльями. – См. Ферекид, fr. 7 B 1 (ed. Diels/Kranz).

Зевс, победив … реки. – См. Ферекид, fr. 7 B 2 (ed. Diels/Kranz).

Греческое слово … вкусом». – Ср. ЧСЧ (СМИ) 170.

Аристотель … блага». – См. Никомахова Этика, 1141 b, 3–8.

4.  «Из чего … возмездие». – См. Анаксимандр, fr. 12 B 1 (ed. Diels/Kranz).

Parerga … смертью». – См. А. Шопенгауэр. Собр. соч. в 6 тт. М., 2011. Т. 5, с. 236 сн.

«на высотах индийского эфира». – См. Гете, Коптская песнь (1787), 14.

Мы охотно … играть героя. – Ср. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, VIII, 70.

Его сограждане … вывел колонию. – См. Элиан, Пестрые рассказы, III, 17: «Анаксимандр вывел поселенцев из Милета в Аполлонию» (пер. С. В. Поляковой).

5.  но ведь … впервые». – См. Гераклит, fr. 22 B 12; 49 a; 91 (ed. Diels/Kranz).

царскими владениями Гераклита. – Н. намекает на изложенную Диогеном Лаэртским (IX, 6) историю о том, что Гераклит «уступил своему брату царскую власть» (пер. М. Л. Гаспарова).

«Все всегда … противоположность». – См. Гераклит, fr. 22 B 8; 10; 51; 88; 126 (ed. Diels/Kranz).

Аристотель обвиняет … противоречия. – См. Топика, 159 b, 31; Физика, 185 b, 20; Метафизика, 1005 b, 25; 1010 a, 13; 1012 a, 24; 1062 a, 32; 1063 b, 24.

свет и мрак. – См. Гераклит, fr. 22 B 57; 67 (ed. Diels/Kranz).

Шопенгауэр … пространству». – См. А. Шопенгауэр. Собр. соч. в 6 тт. М., 2011. Т. 1, с. 23.

Мед … взбалтывать. – См. Гераклит, fr. 22 B 125 (ed. Diels/Kranz).

Из войны … справедливость. – См. Гераклит, fr. 22 B 80; 53; 8; 30 (ed. Diels/Kranz). См. также Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, IX, 8. Ср. ВН II, 92.

«Благая Эрида» Гесиода. – См. ПП 5 и прим.

Шопенгауэр … благодаря ему». – См. А. Шопенгауэр. Собр. соч. в 6 тт. М., 2011. Т. 1, с. 136.

6.  одно есть многое. – См. Гераклит, fr. 22 B 10 (ed. Diels/Kranz).

Мир есть игра Зевса. – См. fr. 22 B 52 (ed. Diels/Kranz), где Гераклит сравнивает время с играющим ребенком.

введение Гераклитом … мировой силы. – См. Гераклит, fr. 22 B 64; 16; 67 (ed. Diels/Kranz).

из тепла … первоначальными качествами. См. Анаксимандр, fr. 12 A 27 (ed. Diels/Kranz).

Гераклит, следовавший … огненное вещество. – См. Гераклит, fr. 22 B 90; 66; 64; 118; 126 (ed. Diels/Kranz). См. также Аристотель, О душе, 405 a, 24.

об этом огне … из воды в огонь. – См. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, IX, 8. См. также Гераклит, fr. 22 B 30; 31; 12 (ed. Diels/Kranz).

он верит … мирового пожара. – См. Гераклит, fr. 22 B 63; 66 (ed. Diels/Kranz).

Период … как насыщение. – См. Гераклит, fr. 22 B 65 (ed. Diels/Kranz).

сытость рождает спесь. – См. Феогнид, 153 сл.

«плачущим философом». – См. Демокрит, fr. 68 A 21 (ed. Diels/Kranz). В противоположность Гераклиту, Демокрита называли «смеющимся философом».

7.  ограниченного человека … всеобъединяющего бога. – См. Гераклит, fr. 22 B 78 (ed. Diels/Kranz).

для него … глаза. – См. Гераклит, fr. 22 B 102; 51; 8; 54 (ed. Diels/Kranz).

в эту игру … Эон. – См. Гераклит, fr. 22 B 52 (ed. Diels/Kranz).

И если на свете … оком художника. – См. Гераклит, fr. 22 B 1; 2; 72 (ed. Diels/Kranz).

их души влажны. – См. Гераклит, fr. 22 B 117; 77 (ed. Diels/Kranz).

человеческие глаза … плохие свидетели. – См. Гераклит, fr. 22 B 107 (ed. Diels/Kranz).

каковое было у Лейбница. – Н. имеет в виду труд Лейбница «Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла» (1710).

Человека вообще … вседержащего разума. См. Секст Эмпирик, Против математиков, VIII, 286. См. также Гераклит, fr. 22 A 16 (ed. Diels/Kranz).

Он не занимает … разумный человек. – См. Гераклит, fr. 22 B 79; 83 (ed. Diels/Kranz).

«Собаки … не знают». – См. Гераклит, fr. 22 B 97 (ed. Diels/Kranz).

«Для осла … золота». – См. Гераклит, fr. 22 B 9 (ed. Diels/Kranz).

намеренно писать неясно. – См. Цицерон, О пределах добра и зла, II, 15.

Жан-Поль … мнение. – См. Приготовительная школа эстетики, Третий отдел, Misericordias для стилистов.

«Plaudite, amici». – Призыв к зрителям в конце комедии. См. напр. Плавт, Грубиян, 968.

8. Ср. с ПП 1.

Гераклит был горд. – См. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, IX, 1: «Был он высокоумен и надменен превыше всякого, как то явствует и из его сочинения, в котором он говорит: “Многознайство уму не научает, иначе оно научило бы и Гесиода с Пифагором, и Ксенофана с Гекатеем”» (пер. М. Л. Гаспарова). См. также Гераклит, fr. 22 B 121; 29; 34; 104; 49; 69 (ed. Diels/Kranz).

И Пифагор … с религиозным страхом. – См. Ямвлих, О жизни Пифагора. См. также Порфирий, Жизнь Пифагора. Об Эмпедокле см. Диоген Лаэртский, VIII, 51–74 и fr. 31 B 112 (ed. Diels/Kranz).

сострадание … переселение душ. – См. Ксенофан, fr. 21 B 8 (ed. Diels/Kranz); Эмпедокл, fr. 31 B 118 (ed. Diels/Kranz); Пифагор, fr. 14 A 8a (ed. Diels/Kranz).

Его глаз … обращенный внутрь. – Ср. Гераклит, fr. 22 B 101 (ed. Diels/Kranz).

об игре … Зевса. – См. Гераклит, fr. 22 B 52 (ed. Diels/Kranz).

Он говорил … исторических людях. – См. Гераклит, fr. 22 B 40; 57; 129 (ed. Diels/Kranz).

«Я искал … самого себя». – См. Гераклит, fr. 22 B 101 (ed. Diels/Kranz).

«и не высказывает и не скрывает». – См. Гераклит, fr. 22 B 93 (ed. Diels/Kranz).

«без улыбки … у рта». – См. Гераклит, fr. 22 B 92 (ed. Diels/Kranz).

Слава … смертных!» – См. Гераклит, fr. 22 B 29 (ed. Diels/Kranz).

9.  единственно верную … истины. – См. Парменид, fr. 28 B 2 (ed. Diels/Kranz).

про которого … анаксимандровского учения. – См. Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, IX, 21.

свет и мрак. – Оппозиция света и тьмы является базовой для философии Парменида. См. fr. 28 B 9 (ed. Diels/Kranz).

Метод его … женски-пассивный характер. – См. Парменид, fr. 28 A 24; 35; 37; B 12 (ed. Diels/Kranz).

«Для становления … становление». – См. Парменид, fr. 28 A 37 (ed. Diels/Kranz).

объясняет это … женского. – См. Парменид, fr. 28 B 12; 13 (ed. Diels/Kranz). Имя Афродиты упоминается в интерпретации Плутарха (О любви, 13).

10.  Гераклит считал … смысле. – См. fr. 22 B 40 (ed. Diels/Kranz).

бранящийся Ферсит. – См. Гомер, Илиада, II, 211 слл.

«Мы существуем … не существуем». – См. Гераклит, fr. 22 B 49 a (ed. Diels/Kranz).

«Бытие … не то же самое». – Фраза принадлежит не Гераклиту, а Пармениду. См. fr. 28 B 6, 8–9 (ed. Diels/Kranz).

«Долой … о двух головах. – См. Парменид, fr. 28 B 6, 5 (ed. Diels/Kranz).

Они дико … слепыми. – См. Парменид, fr. 28 B 6, 7 (ed. Diels/Kranz).

То, что истинно … будет». – См. Парменид, fr. 28 B 8, 5 (ed. Diels/Kranz).

ибо из чего … ничего породить. – См. Парменид, fr. 28 B 8, 7–13 (ed. Diels/Kranz).

То же самое … не есть». – См. Парменид, fr. 28 B 8, 19–21 (ed. Diels/Kranz).

Сущее … двинуться? – См. Парменид, fr. 28 B 8, 22–26 (ed. Diels/Kranz).

Итак, оно … как шар. – См. Парменид, fr. 28 B 8, 42–44 (ed. Diels/Kranz).

«Не доверяйте … мышления!» – См. Парменид, fr. 28 B 7, 3–5 (ed. Diels/Kranz).

11.  молится Парменид. – Аллюзия на обращение Эмпедокла к богам и музе: fr. 31 B 3 (ed. Diels/Kranz). См. Manfred Landfester (Hg.), op. cit., 482.

Аристотель … existentia. – См. Вторая аналитика, 92 b, 4–11, 19–25; 93 a, 26–27; 91 a, 1–6.

как учит Кант. – См. Критика чистого разума, B 84 (Akade mieausgabe, III, 80).

Бенеке – Фридрих Эдуард Бенеке (1789–1854), немецкий философ, предлагавший выстраивать философию по принципам естественных наук.

12.  понятие бесконечного. – См. Зенон, fr. 29 B 1; 2; 3 (ed. Diels/Kranz).

«Не может быть … невозможно». – Ср. Зенон, 29 A 25 (ed. Diels/Kranz).

Ахилл … in infinitum.См. Зенон, fr. 29 A 26 (ed. Diels/Kranz); Аристотель, Физика, VI, 9. См. также ПП 5 и прим.

летящая … покоящаяся стрела. – См. Зенон, fr. 29 A 27 (ed. Diels/Kranz).

утверждение … тождественны. – См. Парменид, fr. 28 B 8, 34–35 (ed. Diels/Kranz).

бугристый шар … косно-неподвижный. – См. Парменид, fr. 28 B 8, 25–43 (ed. Diels/Kranz).

13.  оно не произошло … не убывает. – См. Парменид, fr. 28 B 8, 3, 48 (ed. Diels/Kranz).

14.  смешения и размежевания … сущностей. – См. Анаксагор, fr. 59 B 17 (ed. Diels/Kranz).

Наоборот, Анаксагор … находятся в движении. – См. fr. 59 B 43; 52 (ed. Diels/Kranz).

в новых комбинациях. – Продолжение в Vs: но если он вопреки Пармениду доказывал движение посредством [логоса] νους, то откуда берется само это движение? Быть может, как раз из νους? В этом состояла удивительная идея Анаксагора. Здесь стоит сказать, что такое νóος. Анаксагор не считал эмпирический мир видимостью и, следовательно, не имел оснований называть чувства лживыми и вводящими в заблуждение предсказателями. Чувства правдивы и, подобно абстрактному мышлению, говорят нам истину, поскольку показывают нам истинные качества. Интеллект, разорванный Парменидом, у Анаксагора снова скреплен воедино. Соответственно, движение, и в первую очередь движение тела, было для Анаксагора реальным; для него оно было неразрывно связано с волевым актом, но также с гневом, страхом и желанием: все эти аффекты порождали волю и тем самым – движение. Греческий язык дал ему слово, в самом широком смысле объединяющее в себе все то, что мы знаем как дух, рассудок, волю, желание, аффект, душу: noos обозначает, выражаясь шопенгауэровской терминологией, одновременно интеллект и «волю». – Движение в мире является по-настоящему живым. При этом в мире обнаруживается не хаотическое движение, но порядок, красота и определенная закономерность. Что же организует вечно существующие элементы? Разумеется, тоже нечто «вечно существующее», поскольку мы постоянно видим его в действии. Его проявления мы напрямую ощущаем своим телом: один лишь noos движет им; подобным образом обстоит дело с движением в органическом мире, а движение в мире неорганическом должно быть, по меньшей мере, последействием такого νóος.

15.  как ответил Кант. – См. Критика чистого разума, B 54, прим. (AA, III, 62).

А. Шпир … 264. – В период с 1873 по 1875 гг. Н. три раза брал в базельской университетской библиотеке книгу философа Африкана Шпира «Мышление и действительность». Позднее он приобрел ее второе издание, вышедшее в 1877 г.

Nûs – тоже … легкую материю. – Анаксагор, fr. 59 B 12 (ed. Diels/Kranz).

16.  Концепция анаксагорова хаоса. – См. Анаксагор, fr. 59 B 1; 4 (ed. Diels/Kranz).

«семян всех вещей». – См. Анаксагор, fr. 59 B 4, 6 (ed. Diels/Kranz).

все должно … во всем. – См. Анаксагор fr. 59 B 11; 12 (ed. Diels/Kranz).

Имена вещей … над другими. – См. Анаксагор, fr. 59 B 12 (ed. Diels/Kranz).

Аристотель … гомеомериями. – См. Физика, 203 a, 20; О небе, 302a, 31; О возникновении и уничтожении, 314a, 19; Метафизика, 984 a, 13; 988 a, 27.

как это делает Аристотель. – См. Физика, 187a, 20–23; Метафизика, 1069b, 20–22.

Nûs никогда … семенами субстанций. – См. Анаксагор, fr. 59 B 12; A 55; 56 (ed. Diels/Kranz).

17.  Это могло быть … солнце и звезды. – Н. в основном ссылается на fr. 59 B 12 (ed. Diels/Kranz).

Кант … неба». – См. Всеобщая естественная история и теория неба, Предисловие (AA I, 225–6; 229–230).

18.  Аристотель рассказывает … космоса». – См. Евдемова этика, 1216a, 11–14.

«odi … arceo». – См. Гораций, Оды, III, 1, 1.

приводит Платон. – См. Федр, 269a–270a.

Анаксагор сам сказал … как руки. – См. Аристотель, О частях животных, 687a, 7–12.

Платон же … на своем месте. – См. Федон, 97b–98c.

Страницы: 1 2 3