Новости
25.02.2015 Немировская Л.З.
«Ницше: мораль «по ту сторону добра и зла»

 
В работе 1991 года анализируется этическое учение немецкого философа Фридриха Ницше, воплощенное в формулировке морали "по ту сторону добра и зла». Автор действует вразрез с установками советского восприятия Ницше и задается вопросом, действительно ли репутация философа в качестве аморалиста, нигилиста и антигуманист оправдана. Так ли это?
11.02.2015 Сергей Жигалкин
«Метафизика вечного возвращения» 2-е издание, исправленное и дополненное (в формате .pdf)

Книга «Метафизика вечного возвращения» — поиск возможных путей к пониманию данной концепции Ф.Ницше. Чтобы достичь горизонта вечного возвращения, интеллектуальных усилий оказывается недостаточно, поэтому рассматриваются иные подходы, где интуиция, опыт и чувство выходят на первый план и, главное, где размышления инициированы прежде всего необъяснимостью существования мира и нашего присутствия в нём. Концепция вечного возвращения, с одной стороны, — это иное представление о течении времени и устройстве вселенной, с другой стороны, более важной, речь идет о мгновении, его причастности к вечности. Мгновение, представшее во вневременном измерении, ориентирует за пределы преходящего мира, непосредственно в метафизику. Можно сказать, что вечное возвращение — это возвращение нас в настоящее, только в другое настоящее, трансцендентное, где никогда не стихает ветер с той стороны... В данное издание книги включены также две работы автора о Фридрихе Ницше и фрагмент лекций Мартина Хайдеггера, где разъясняется роль вечного возвращения в философии Ницше.
04.02.2015
Фаритов В.Т.
 
Статья посвящена экспликации идеи вечного возвращения Ф. Ницше в поэтическом творчестве А.С. Пушкина и Ф.И. Тютчева и концептуализации этой «последней мысли западной метафизики» в качестве центрального мотива лирики Пушкина и Тютчева. Решение поставленных задач позволяет выявить новые, еще не изученные аспекты творческого наследия Пушкина и Тютчева, связать их образ мыслей с контекстом коренных метафизических преобразований в западноевропейской философии, инициатором которых является Ф. Ницше.
20.01.2015 Cимпозиум «Философское наследие Фридриха Ницше» (7 октября 2014 года)

На сайте представлены видеозаписи докладов Алексея Жеребина, Валерия Подороги, Игоря Эбаноидзе, Нелли Мотрошиловой, Германа Бокова, Людмилы Артамошкиной, Екатерины Поляковой 
06.01.2015 В.Т. Фаритов, Н.А. Балаклеец
«Ницше: методические указания для подготовки к конференциям, семинарам и круглым столам»
30.12.2014  А.Жуковский
 
В статье идёт речь о влиянии Ницше на западную – в первую очередь, американскую – культуру XX в. Для этого выбран неожиданный ракурс – анализ «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» и других произведений Р. Баха, в контексте постмодернизма и постструктуралистского неоницшеанства, отразивших фундаментальные трансформации мировоззрения и сознания, вызванные философией Ницше. Несмотря на глубокие отличия стиля, жанра и языка и отсутствие прямого влияния, «Так говорил Заратустра» и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» обнаруживают существенное сходство во многих аспектах мировоззрения и поэтики. Обе книги, написанные как антирелигиозные «Евангелия», развивают философию ничем не ограниченного индивидуального желания, как основу метафизики и эпистемологии.
14.12.2014
Юлия Синеокая о восприятии философа в России 
 
11.12.2014
18 декабря 2014 г. в 15:00 на десятом заседании теоретико-методологического семинара «История философии: наследие и проект» с докладом «Границы человека и границы сообщества: Антропология Ф. Ницше и ее влияние на философию Хельмута Плеснера» выступит Алексей Геннадьевич Жаворонков, кандидат филологических и философских наук, переводчик и редактор томов русского издания соб. соч. Ф. Ницше, стипендиат немецких фондов DAAD, Konrad-Adenauer-Stiftung и Stiftung Weimarer Klassik. Мероприятие состоится по адресу: г. Москва, ул. Волхонка,  д.14, стр.5, комн. 525 (м. «Кропоткинская»)
  
Аннотация доклада:
Неортодоксальность ницшевской антропологии, отличающая ее от антропологических проектов  И.Ф. Блуменбаха и И. Канта, заключается в ее несистематическом, экспериментальном характере. Не претендуя на статус специальной науки, она в  то же время интерпретирует ключевые естественнонаучные, этические и социальные проблемы с генеалогической, физиологической, психологической и эстетической точки зрения. Настоящий доклад представляет собой выборочный обзор этих интерпретаций в контексте влияния идей Ф. Ницше на антропологические и социологические работы Хельмута Плеснера («Ступени органического и человек», «Границы сообщества», «Власть и человеческая природа») – через призму современных дискуссий в философской антропологии, социологии и философии биологии.

 

26.11.2014
 
1. Аствазатуров А. Какую музыку любил Фридрих Ницше?
2. Перцев А. Ф.Ницше: от несообразных времени раcсмотрений до конструирования религий
3. Марков Б. Знаки государства у Ницше, Фуко и Деррида
4. Секацкий А. Аксеза и суверенность
5. Сухачев В. «Совращение языком» и во имя чего стоит с ним вести борьбу 
6. Валитов Т. Утверждение жизни и созидание ценностей в философии Ницше
7. Штегмайер В. Beseligende Freiheit der menschlichen Orientierung. Nietzsches Bejahung des «Typus Jesus»
 
15.11.2014
Фаритов В.Т.
 
В предлагаемой статье представлено исследование специфики хайдеггеровского подхода к трактовке основополагающих категорий онтологии: времени, бытия и ничто. Концептуальные разработки М. Хайдеггера рассматриваются в горизонте сопоставительного исследования с учением Ф. Ницше, а также – Ж. Батая, Г. Башляра, Ж.П. Сартра, Ж. Делеза, Ж. Деррида. Основное внимание в статье уделяется анализу характера взаимодействия в философии Хайдеггера онтологических перспектив трансценденции и трансгрессии. Эксплицируется двойственное отношение Хайдеггера к классической и неклассической философской мысли.
03.11.2014
Цендровский О.Ю.
 
В статье ницшевская трактовка религии, в первую очередь, христианства, рассматривается в связи с центральной темой его философии: феноменом нигилизма. История развития религии – довольно малоизученная рубрика его учения – последовательного излагается через призму фундаментального конфликтажизнеутверждения и жизнеотрицания: «Рима и Иудеи». В ходе исследования сформулировано и проанализировано ницшевское видение таких проблем, как: генезис и назначение религии, существо различия между язычеством и христианством, социально-культурные причины и база возникновения христианства, его отношениек иудаизму, метафизическая и психолого-антропологическая подоплека христианства, смерть Бога и ситуация нигилизма в Новое время. Вопреки комментаторской традиции, мысль Ницше показывается с позиций систематической интерпретации, в ее строгости и согласованности. В качестве основного тезиса работы автор утверждает, что Ницше рассматривает христианство генеалогично, то есть не само по себе, но как крупнейшего выразителя и аккумулятора «метафизического порока» отрицания, оторвавшего ценности от условий реальной жизни и поставившего их на службу прямо противоположным целям.
15.10.2014 Поздравляем всех ценителей творчества Ницше со 170-летием со дня его рождения!

В этот день на сайте размещен фильм "Змея Заратустры" о российском подарке дому-музею Ницше в Сильс-Марии, Швейцария, который посвящен завершению публикации Полного собрания сочинений философа на русском языке.
15.10.2014 В издательстве «Культурная революция» выходит в свет книга «Юный Ницше», в которую вошли автобиографические материалы, избранные письма и ранние работы периода 1856—1868 гг. (в переводе В.Бакусева). Почти все эти тексты на русском языке впервые.
03.10.2014
 
22 ноября 2014 г., 11:00. Институт философии СПбГУ.
 
Организатор: Кафедра философской антропологии СПбГУ. Руководитель: Садовников Валерий Николаевич, к.ф.н., доцент. Секретарь: Сухачёв Вячеслав Юльевич, д.ф.н., доц.
 
Контактная информация: 
 
Садовников Валерий Николаевич, доцент, кандидат философских наук, e-mail: cerber1948@rambler.ru, тел. 921 577 50 22
 
Кафедра философской антропологии СПбГУ. Тел. 328 97 94.
e-mail: v.suhachev@philosophy.spbu.ru
 
Краткая аннотация мероприятия: Характеризуя состояние современного ему образования (1872), Ф. Ницше подметил наличие в нём двух противоположных тенденций: стремление к возможно большему его расширению и распространению, с одной стороны и стремление к уменьшению и ослаблению, ограничению его, с другой. Т.е. образование распространяется на всё более широкие круги населения и в то же время начинает ограничивать себя в наиболее благородных и возвышенных стремлениях, сводясь к служению какому-либо феномену – государство, производство, рынок и Ницше чётко сформулировал – общераспространённое образование, это варварство. Ещё одной бедой современного образования, согласно Ницше, является то, что государство всё больше начинает выступать в роли путеводной звезды образования, а тем самым оно становится пограничным стражем, регулятором и надсмотрщиком. Что же представляет собой современная образовательная машина, по мнению Ницше, именующая себя университетом? Вместе с тем, Ницше заявляет, что «задача истинных философов заключается в том, чтобы «созидать ценности»… «Их знание – это творчество, их творчество – это законодательство, их воля к истине – воля к власти». Короче говоря, задача философа теперь – раскрывать, изобретать новые возможности для жизни, и Ницше развивает учение, именуемое перспективизмом.
24.09.2014
Дмитрий Фьюче
 
 

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20