Когда Ницше плакал

Нужно сказать, что экранизация книги «Когда Ницше плакал» является достаточно аутентичной, поэтому, в первую очередь, оправдано упоминание литературного первоисточника. И в этом смысле следует обратить внимание на то, что профессия писателя является для Ирвина Ялома отнюдь не определяющей, т.к. в основном он составил карьеру в качестве психотерапевта, большинство книг которого представляют собой собственно профессиональные тексты. Соответственно в фильме отражены некоторые темы, актуальные для Ялома-психолога, который прошел путь от психоанализа, - что отразилось в наборе действующих персонажах произведения, - к экзистенциальной психологии. Например, в тексте применительно к случаю Брейера фигурируют темы преодоления экзистенционального страха смерти, а также избавления от отчаяния, которое вызвано запретной любовью и соблазнами адюльтера (случай Анны О., который описан у Фрейда, находит здесь неожиданное воплощение в зависимости Брейера от Берты). В результате становится совершенно непонятно, кто кого собственно (Брейер Ницше или же наоборот) вынужден в этом фильме лечить от душевных недомоганий, хотя тема болезненности и сумасшествия философа продолжает нещадно эксплуатироваться. Повторяется отчасти прием, который используется, напр., в фильме «Умница Уилл Хантинг», когда психолог не только оказывает влияние на объект анализа, но и сам трансформируется под воздействием личности своего пациента. Однако Ницше в результате подобных фантастических хитросплетений Ирвина Ялома и Пинчаса Перри оказывается в положении чуть ли не родоначальника психоанализа, что, конечно, может польстить самозабвенным ницшеанцам, однако мало соответствует действительности. Вместе с тем, нужно отметить, что фантазия на тему пересечения жизненных судеб Ницше и основателей психоанализа представляется на самом деле не столь уж и невероятной (хотя она является, конечно, выдуманной). Впоследствии, уже после разрыва с Ницше, Лу Саломе стала последовательницей Фрейда и практикующим психоаналитиком. Любопытный казус связан также с тем, что в библиотеке Ницше значится книга Д.Милля в переводе З.Фрейда, т.е. формально можно сказать даже, что Ницше собственноручно Фрейда читал (это также позволяет судить о том, что, по крайней мере, они были современниками).

Вообще психологические проблемы Брейера выходят в фильме на первый план, затмевая даже казалось бы магистральную историю Ф.Ницше, а тем более его взаимоотношения с Лу Саломе, значение которой в фильме, помимо небольшой роли резонера философа, сводится к мотивировке поступления Ницше на лечение к Брейеру (во время этих сеансов Ницше вынашивает идею Заратустры). На этом собственно её сюжетная роль, если не считать подчеркиваемого статуса Лу в качестве сексуального объекта (объекта желания), маскируемого наигранной позой женщины-эмансипе («у меня не будет мужа»), можно считать исчерпанной. Биографически сокращенная любовная линия Ницше сводится всего лишь к его предложению руки Лу (отказ якобы вызвал гнев Ницше, желание покончить с собой), а также его ревности к Паулю Рэ. В фильме также достаточно однозначно решен весьма спорный вопрос относительно посещения Ницше публичных домов, во время встреч с одной из служительниц которых его хватает сильный припадок (приступ мигрени). После данного инцидента Ницше все же соглашается на поступление в клинику, хотя параноидальное сопротивление философа психоаналитическому лечению Брейера, вызванное ощущением, что его используют, занимаело добрую треть фильма. Любопытно, что в своем начинании Брейер упоминает понятие «интеграция бессознательного», которое свойственно для более позднего периода развития психоанализа, временам триумфа учеников Фрейда. Впрочем, несмотря на живописные изображения сновидений Брейера, дальше некоего превратно понятого юнгианства режиссер в своем погружении в глубины психоанализа как методологии не идет. В основе же фильма лежит достаточно банальная оппозиция, в рамках которой жизнь Брейера, как выражение буржуазной модели поведения, противопоставляется жизненному пути Ницше, отыгрывающего роль своеобразного гения-отшельника. На основе подобных противопоставлений автор пытается оттенить практическую реализацию философии Ницше, в основу которой положена категория жизненной силы (мощи), призыв к нравственной свободе и эстетическому освобождению. Вместе с тем, подача философии Ницше в фильме отличается заметной вульгаризацией. Напр., уже в начале фильма коробит некритическая привязка Ницше к теории эволюции, актуализированная в его провокационном выступлении в полупустом зале (давал ли Ницше подобные публичные лекции ещё вопрос), когда он распугивает своими речами религиозных адептов, произносящих в его адрес проклятия на манер «Бог отправит вас в ад». Не нужно быть проницательным человеком, чтобы догадаться и о том, что построено изложение философии Ницше в форме монтажа его наиболее известных и затертых до дыр афоризмов. В результате всех подобных манипуляций в итоге мы, к сожалению, получаем фильм о неких персонажах, неординарных и отчасти не лишенных таланта, в которых проблематично, однако, разглядеть реальных Ницше, Лу Саломе, Фрейда.

См. также: онлайн-версия фильма "Когда Ницше плакал" на сайте Nietzsche.ru

17.09.2012 10:34